Ушел из жизни Константин Волшанинов. «Мелодии ромэн»: незабываемое… — 20.02.2008
17 февраля 2008 года нас покинул Константин Васильевич Волшанинов. Не стало одного из ветеранов цыганской эстрады. Достаточно упомянуть, что непрерывный стаж Константина Васильевича в качестве руководителя ансамбля «Мелодии ромэн» составил сорок пять лет!

Свой рассказ о жизни Волшанинова мы начнём издалека. Родился он в 1924 году в Симбирске (ныне Ульяновск) в сэрвицкой семье рода «матрёшки», которая жила оседло. До революции Волшаниновы крепко стояли на ногах, держали свои конюшни, и лошади их конного завода были так знамениты, что их покупали на бега. Однако во время коллективизации вышел закон, запрещающий в СССР торговлю лошадьми. Закрылись конные ряды на рынках. Крестьянам было запрещено держать в хозяйстве лошадь. Попутно и цыгане остались без того заработка, который кормил их веками. Что греха таить – нашлись тогда люди, которые от безысходности готовы были преступить закон. Однако Анна Ивановна Волшаниновна (Демент) нашла другой путь. В 1937 году она создала вместе с братом Николаем цыганский ансамбль в городе Ульяновске. Поскольку семья была очень большой и вдобавок музыкальной, не потребовалось приглашать никого со стороны. Нашлись и танцоры, и певцы, и музыканты, которые играли на разных инструментах. Среди Волшаниновых были гитаристы и скрипачи. Были самородки, которые прекрасно играли на аккордеоне. Сейчас большим считается ансамбль в пятнадцать участников. Но в те годы коллектив Волшаниновых состоял из 25 человек – и по тем временам он не был крупным. Уже до войны началась гастрольная деятельность. Ансамбль ездил по близлежащим городам, и везде пользовался большим успехом. Вскоре артистам стало тесно в маленьком Ульяновске, и они перебрались в Воронеж.
Ещё мальчишкой Костя Волшанинов набирался опыта. С ранних лет он выходил на сцену. Его ценили как хорошего танцора. Особенно удавалась ему цыганская венгерка. Хотя в те годы выделиться было трудно — в каждом ансамбле было 7-8 танцоров-виртуозов. Очень важно отметить, что игре на гитаре мальчика обучал сам знаменитый Кручинин.

Во время войны центр цыганского искусства переместился в Ташкент. Вместе с эвакуированными в этот город были вывезены и многие цыганские ансамбли. Тогда там можно было встретить артистов со всех концов страны. Выступали там, в частности, Ильинские, Масальские, Деметеры, Янковские, Мерхоленко и Жемчужные. Были эвакуированы и Волшаниновы, когда фронт подошёл вплотную к Воронежу. Интересно, что от этого периода осталась ценная публикация. Собирательница цыганского фольклора Е.А.Муравьёва записывала старинные и современные песни. В этом сборнике фигурируют имена Марии Васильевны Волшаниновой и Николая Ивановича Волшанинова. С их голоса были записаны такие песни, как «Сосница», «Кон тут, Дунюшка марэла», «Е калина, е малина». Сама руководительница ансамбля, Анна Волшанинова (в сборнике она фигурирует под фамилией Демент), напела «Барьёна цветики» и «Ай, дождь будет».
Члены семьи работали тогда во фронтовых концертных бригадах и обслуживали госпитали. Многое помнит о тех временах Галина Волшанинова-Лебедева. Ей в ту пору исполнилось 13 лет. С утра до вечера она помогала медперсоналу, ухаживая за ранеными. Писала письма от их имени домой. Бывало, даже пела по просьбам бойцов. Отдельно надо сказать о вечерних выступлениях, когда в госпиталь приходил цыганский ансамбль, которым руководил её дядя. «Табор» в пёстрых нарядах шёл из одной палаты в другую. Выступления очень нравились, многие даже плакали. В репертуаре были не только цыганские песни – например, Галя с большим мастерством пела «Синенький скромный платочек». Выздоравливающие от избытка чувств совали в руку девочке шоколад, который выдавался тогда лётчикам и считался невиданной роскошью… Исполняя знаменитую песню о любви и верности, юная цыганочка думала и о своей семье. Как раз в это время сражались на разных фронтах пятеро её двоюродных братьев. Мало того, вслед за мужчинами ушла на передовую и двоюродная сестра Нюся Лиманская. Забегая вперёд, скажем, что все они вернулись живыми. Но кто мог мечтать о такой невиданной удаче в разгар кровопролитных боёв?

Но вернёмся в артистический мир. После войны, в 1947 году, семья уехала в Саратов. Как раз к этому времени возрос авторитет героя нашей статьи. Когда Константину Волшанинову исполнилось 23, ему было передано руководство ансамблем. В ту пору коллектив был известен под названием «Мелодии ромэн». Со временем состав разросся до пятидесяти человек. Что касается гастрольной деятельности, то трудно назвать город Советского Союза, в котором ансамбль не побывал бы несколько раз. Большинство коллективов было приписано к конкретным филармониям. Однако «Мелодии ромэн» заметили в Москве и дали ансамблю государственный статус. Это существенно облегчало поездки, потому что фонды оперативно перебрасывались в любую филармонию. Дружеские отношения сложились у Константина Васильевича с тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой. При составлении гастрольного графика Волшанинов настаивал, чтобы на летние месяцы пришлась поездка на море. Поэтому именно в то время, когда у детей были большие каникулы, «Мелодии ромэн» объезжали города Крыма и Грузии. Впрочем, и артисты не оставались у страны в долгу. Из года в год ансамбль работал на бесплатных шефских концертах, а также перечислял деньги в различные фонды.

Ансамбль стал настоящей кузницей кадров. В нём начинали многие знаменитые впоследствии артисты. Достаточно назвать такие имена, как Николай Жемчужный, Белаш Вишневский, Александр Полетаев, Борис Шашков, Анатолий Савельев. Все они тоже стали руководителями известных коллективов. А первые административные уроки они получали именно у Константина Васильевича, который обладал организаторскими способностями — не только выстраивал программу, но и решал все бытовые проблемы артистов. До сих пор цыгане любят вспоминать, какой жизнерадостный весёлый нрав был у их руководителя. Запомнилась его тактичность, порядочность. Ну и, конечно же, многое он мог показать личным примером. Едва приоткрылся железный занавес, Константина Волшанинова отправили представлять цыганское искусство за рубежом. В 1957 году он танцевал в трио на всемирном конкурсе театров эстрады в Испании. Волшанинов стал членом Союза композиторов. Он не был автором песен – предпочитал писать инструментальную музыку. Но эти мелодии обрели большую популярность, и их с удовольствием включали в свои программы ансамбли всей страны.
Шестидесятые-семидесятые годы многие считают пиком в развитии цыганской эстрады. Какие имена! Какие мастера! В ансамбле «Мелодии ромэн» работали танцоры Александр Оглу, Николай Поляков, Петр Чубаров, Борис Лангус, Янош и Василий Казибеевы. Со сцены звучали голоса Норы Баранчук, Михаила Иванова, Нонны Дулькевич, Василия Высочененко, Александра Индус, Елены Головкиной и многих других. В некоторых концертных программах ансамбль работал с такими звёздами, как ромэновцы Вава Поляков и Ляля Чёрная. Вместе с артистами «Ромэна» ансамбль «Мелодии ромэн» участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, в фестивалях цыганского искусства 1961 и 1967 годов.

И не будем забывать: Волшаниновы — это династия! Ансамбль украшали выступления Николая Волшанинова, который пел дуэтом со своей женой Радой. Этот знаменитый дуэт прославился на весь мир, и его записи вошли в золотой фонд телевидения. Младший брат, Виктор, считается мастером цыганской венгерки. Двоюродный брат Василий Конденко (Базюк) прославился таборной пляской. Ещё один двоюродный брат Николай Прянишников стал гитаристом. Геннадий Волшанинов обрёл известность как гитарист и вокалист. Двоюродная сестра Ольга Хрущенко исполняла каскад. Двоюродная сестра Нина Дударева танцевала женскую венгерку. Ещё одна двоюродная сестра, Лидия Демент-Волшанинова, проникновенно пела романсы. По нынешним временам одних только этих людей хватило бы, чтобы вывести не первые роли любой коллектив.
Константин Васильевич мог по праву гордиться дочерью. Лариса Волшанинова танцевала с семи лет и добилась высокого мастерства в жанре венгерки. Начинала она в отцовском ансамбле, а потом вышла замуж за гитариста-виртуоза Александра Колпакова и двадцать лет проработала в театре «Ромэн». Продолжает дело своего отца и Константин Волшанинов, который работает сейчас совместно со своей женой, Алёной Бузылёвой. Внучка Людмила Колпакова играет и танцует сейчас в театре «Ромэн», другая внучка Галя Александрова-Волшанинова закончила джазово-вокальное отделение Гнесинки, тоже работала в «Ромэне» и сейчас поёт на эстраде. Внук Андрей Эрганов – врач-стоматолог. Другой внук Юрий Александров (Волшанинов) окончил Московскую академию экономики и права (юрист). Внук Иоанн Волшанинов занимается восточными единоборствами, а Ален Волшанинов закончил 1-й Московский кадетский корпус и ныне студент МГУ им. М. В. Ломоносова.
Мимо таланта Волшаниновых не прошло и кино. Члены династии снимались в фильмах «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Цыганские напевы».

В заключение статьи хотелось бы рассказать о личной жизни Константина Васильевича. В 1957 году он познакомился с очаровательной девушкой Галиной Лебедевой. Уже в тот момент юная цыганка была знаменитостью. Она выступала в цыганском цирковом коллективе. Конечно же, пела и плясала. Но, кроме того, она выбрала эффектную и очень опасную профессию. Галя была цирковой наездницей, и в этом качестве о ней написали даже в одной из энциклопедий! Будучи из семьи ростовских цыган-лошадников, девочка очень любила коней и готова была находиться рядом с ними сутками. Уроки джигитовки ей давали знаменитые цирковые наездники Кантимировы, а мастер-класс по танцам преподавали Галлия Измайлова и Махмуд Эсамбаев. К моменту знакомства снимками Гали Лебедевой были заполнены рекламные афиши и журнальные статьи. Но Волшанинов фактически похитил девушку с манежа. Для этого ему пришлось пойти на небольшую хитрость. Когда «принцесса цирка» взяла отпуск, он предложил ей для разнообразия немного поработать в его коллективе… Через некоторое время она одновременно стала солисткой ансамбля «Мелодии ромэн» и женой Константина Волшанинова. Многие завидовали тогда этому браку. Галина была ослепительной красавицей и подарила мужу четверых детей.
Долгие годы семья Волшаниновых приводила в восторг зрителей всей страны. Конечно же, в артистическом цыганском мире Константина Васильевича будут помнить всегда.