Цыгане в Тамбове. Другая культура — 05.02.2014
Кони, костёр и гитара — в нашем сознании это неотъемлемые атрибуты любого цыганского табора. Это почти как медведь, балалайка и зима — слова, которыми иностранцы описывают русских. Однако все эти символы безнадёжно устарели и не характеризуют ни одну, ни вторую нацию.
Медведи не ходят по нашим улицам, а цыгане уже давно не крадут коней. Все мы на удивление иностранцев познали блага цивилизации и ведём вполне современный образ жизни. Но если про русских и так всё понятно, то цыгане остаются довольно закрытой национальной группой, сохраняющей свои традиции и обычаи, несмотря на процесс ассимиляции и даже частичного «обрусения». Корреспонденты «Притамбовья» побывали в настоящем цыганском таборе, чтобы узнать, как живётся его представителям сегодня.
Уже много лет Калиничи (а именно так Калинин называют в народе) считают цыганским национальным посёлком. Подавляющую часть местного населения, около тысячи человек, составляют цыгане. Здесь они учатся, обзаводятся семьями, в общем, живут так же, как и русские.
- Окружающий мир, физкультура, русский язык, математика, — ученики второго класса Калининской основной общеобразовательной школы перечисляют свои самые любимые предметы. Каждый любит то, в чём делает успехи. Дети цыган, как правило, только в школе начинают читать и писать. Учатся охотно, особенно в младших классах, но после начальной школы далеко не все продолжают образование. По словам педагогов, образовательный процесс протекает так же, как и в русской школе. Одно из немногих отличий в том, что, согласно национальным традициям и обычаям, дети могут пропускать занятия длительное время, например, когда в семье траур, или если родители оставили старших детей приглядывать за малышами. Они не считают, что прогуляли школу, так как нужды семьи, можно сказать, для них на первом месте.
Это подчёркивают и сами цыгане. 34-летняя Оксана говорит, что самое важное для любой цыганской женщины — следить за семьёй.
- Воспитывать детей, ухаживать за мужем, вести хозяйство — вот, что должна делать женщина, — говорит она. — Нашим женщинам запрещено пить спиртное, потому что в нетрезвом состоянии женщина может опозорить семью, обидеть ребёнка или мужа. У нас строгие законы. Нельзя перечить мужу, а если вдруг женщина изменит, её выгоняют из табора и отбирают детей.
Разводы у цыган — единичные случаи. Типичную причину русских «не сошлись характерами» здесь не понимают. Даже если молодые не понравились друг другу (нередко будущие муж и жена впервые видятся уже на свадьбе), они должны оставаться вместе. Развод возможен, если, например, кто-то из супругов не может иметь детей или из-за измены одного из них.
Одна из цыганских традиций — ранние браки: детей сватают уже в 10-11 лет, а через два года можно праздновать свадьбу. За невесту семья будущего мужа должна заплатить калым. А само торжество, как правило, празднуется очень пышно. Впрочем, как и другие важные праздники.
По словам Оксаны, главными праздниками в их таборе являются Рождество и Пасха, так как они причисляют себя к православным христианам. В эти дни в семьях накрываются большие столы, готовятся всевозможные блюда, а соседи должны обязательно побывать друг у друга в гостях.
Как рассказала бабушка Зинаида, мать Оксаны, табор живёт дружно. Если в какой-то семье случилась беда, помогают все вместе. А за общим порядком следит барон. В Калиничах их двое. Их слово — закон, именно они разрешают конфликтные ситуации. Баронов выбирают все члены диаспоры. Бароном становится самый умный, понятливый, пробивной. Можно сказать, это полномочный представитель табора, который обращается за всех к главе сельсовета по тому или иному вопросу. Но если барон плохо справляется со своими обязанностями, «уволить» его нельзя.
- А проблемы у цыган те же, что и у русского населения, — говорит глава Кузьмино-Гатьевского сельсовета Николай Будённый. — В основном обращаются с вопросами по линии ЖКХ, миграционного законодательства. Каких-то особых отличий нет.
По словам Николая Викторовича, отношения коренного населения с цыганами складываются хорошо: ходят в гости, вместе отмечают праздники, становятся крёстными детей друг друга, уважительно относятся к чужим традициям. А особенным уважением пользуется сам Николай Викторович. Как говорят местные жители, с главой сельсовета им повезло, потому что он внимательно относится ко всему, что происходит в посёлке и всегда старается помочь.
Так и живут Калиничи уже много лет, в мире и согласии. Общие заботы и территория объединяют такие разные культуры, позволяя при этом им продолжать свои национальные традиции.