Задержание органами власти — 30.06.2007

Н. С. Заханец, Ростовская область: «Куда и кому мне пожаловаться на самоуправные действия работников милиции, которые, на мой взгляд, обошлись со мной незаконно, оскорбили меня? 26 июня этого года в 17 часов два работника милиции без всякого повода остановили меня на улице и потребовали предъявить документы. Я показал им пенсионное удостоверение (я инвалид III группы), поскольку паспорта у меня с собой не было. Милиционеров это не удовлетворило, и они повели меня с собой в отделение милиции. Здесь они о чем-то пошептались с дежурным офицером по отделению, затем обыскали меня, ничего не обнаружили, отобрали пенсионное удостоверение, велели снять ремень, шнурки с обуви. При этом никакого протокола или акта они не составляли, мне ничего не объясняли.

Я потребовал объяснить, в чем меня подозревают или обвиняют, попросил оставить у себя удостоверение, а меня отпустить домой, если наличие этого документа при мне для них так важно. Мои требования и просьбы остались без реакции, а дежурный офицер заявил мне, что «все цыгане — преступники, и я не исключение», и что я подозреваюсь в квартирной краже. Когда, из какой квартиры, что я украл, мне не объяснили, водворили меня в «обезьянник», где продержали до 10 часов следующего дня, когда вновь вызвали теперь уже к заступившему новому дежурному, выдали мое пенсионное удостоверение, ремень, шнурки и отпустили домой, даже не извинившись. Можете представить себе, что испытывали члены моей семьи, не дождавшись меня ночевать, да и я сам, сидя в душной камере с полупьяной и не самой цивилизованной публикой, не сомкнув глаз всю ночь?..»

В отношении вас допущено вопиющее нарушение законности. Какую же безнаказанность должен чувствовать дежурный офицер милиции, чтобы творить такое беззаконие, даже не оформив протокол! Наша страна, ратифицируя Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию о правах человека, взяла на себя обязательства применения стандартов этих международных документов по отношению к задержанным. Произвольный арест запрещен статьей 9 Пакта, и эта статья требует, чтобы задержанному было немедленно сообщено о причине ареста и любых обвинениях, выдвинутых против него, а также о том, что он должен незамедлительно предстать перед судом, который единственный имеет правомочия решать, законно ли такое задержание или нет. Статья 5 Конвенции содержит похожие гарантии. Она предусматривает возможность задержания подозреваемых только как чрезвычайную меру, разрешенную только при определенных обстоятельствах. О них мы скажем ниже, но задержание подозреваемого как исключительная мера процессуального принуждения четко регулируется и внутренним российским законодательством. Статья 22 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

В соответствии со статьей 92, п.1, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, после доставления подозреваемого в органы дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основание и мотивы задержания подозреваемого, и протокол подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. Только после выполнения этих процессуальных действий и только с санкции прокурора или по судебному решению возможны арест, заключение под стражу и содержание под стражей.

В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражу может быть избрана по отношению к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Но такая возможность может быть реализована при наличии одного из следующих обстоятельств: а) указанное лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ; б) его личность не установлена; в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) оно скрылось от органов предварительного расследования или суда.

Ни под одно из этих обстоятельств вы не подпадаете, поэтому в вашем случае, уважаемый Н. С. Заханец, имеется явное нарушение прав человека.

Цыгане в большинстве случаев не верят в то, что попытки искать у правосудия защиты от незаконных действий милиции могут привести к каким-либо позитивным результатам. И тем не менее, закон гарантирует одинаковое обращение и равную защиту от дискриминации всем гражданам России. Поэтому с исковыми требованиями о привлечении к ответственности сотрудников милиции и о взыскании морального ущерба с них вы вправе обратиться в суд или направить жалобу на действия милиции в прокуратуру, руководителю вышестоящего подразделения милиции или руководителю службы собственной безопасности управления МВД.

Петр Маргиев,
заслуженный юрист России

Права человека

Российский цыганский информационно-правовой центр — 01.02.2007

Развал Советского Союза трагедией отозвался на судьбе цыганского этноса. Дело в том, что с конца 80-х - начала 90-х годов русскоязычное население, и цыгане в том числе, были вынуждены уезжать из бывших советских республик, ставших самостоятельными независимыми государствами, в Россию, где их никто не ждал. Далее