Приняли трагедию близко к сердцу — 27.09.2014
Несколько десятков представителей цыганской общественности из Москвы и Московской области приняли участие в акции, состоявшейся в столице 27 сентября.
В тот день на Поклонной горе собрались около 17 тысяч человек — те, кто не смог остаться равнодушным к жестоким методам ведения боевых действий на Донбассе. Участники акции потребовали организовать независимое и беспристрастное международное расследование фактов массовых захоронений мирных жителей под Донецком.
Президент ФНКА российских цыган Надежда Деметер считает, что место, выбранное для проведения акции, весьма символично. Монумент «Трагедия народов» на Поклонной горе, установленный в память о жертвах фашизма во Второй мировой войне, теперь стал и олицетворением трагедии украинского народа уже в наши дни. А для цыган это место символично вдвойне. В годы войны жертвами геноцида стали тысячи представителей этой национальности. Поэтому трагедию народа на юго-востоке Украины цыгане воспринимают как свою личную.
Среди тех, кто пришел в тот день на акцию, была Галина Мурзина. Во время Великой Отечественной войны ее мать чудом уцелела во время массовой расправы над цыганами в деревне Александровка, что в двух километрах от Смоленска. Казалось бы, за более чем семьдесят лет, прошедшие после войны, мир приобрел надежный иммунитет против проявлений фашистской идеологии, когда людей уничтожают за принадлежность к какой-либо национальности, за их взгляды, за то, что просто хотят жить в свободной стране. Но события на Украине показали, что идеология человеконенавистничества оказалась очень живучей. Российские цыгане не могут оставаться равнодушными к проявлениям ксенофобии, к насилию, жестокости и всецело поддерживают шаги по урегулированию конфликта. И молятся за то, чтобы на землю Украины вернулись мир и спокойствие.
Среди тысяч гвоздик и роз, оставленных у подножия монумента на Поклонной горе в память о погибших мирных людях, была и корзина цветов от ФНКА российских цыган. Ее принесли представители цыганской молодежи, которой на акции было очень много. Современные, образованные жители столицы, которым не чужды никакие модные веяния молодежной среды, — они отличаются тем, что чтут свои национальные традиции, знают историю своих семей. И каждый может рассказать о том, как воевали их деды и прадеды, какие бедствия постигли во время войны ни в чем не повинных людей. У всех, кто пришел в тот вечер на Поклонную гору, было одно желание: чтобы на Украине прекратились боевые действия, и остановился счет безвинных жертв конфликта.
Среди потока беженцев, хлынувших в Россию летом, в самый разгар конфликта, было немало цыган. Они рассказывали, что у себя на родине столкнулись с неприкрытыми проявлениями национализма и ксенофобии. В России цыгане, как и все, кто вынужден был покинуть Украину, встретили заботу и внимание: им предоставили и крышу над головой, и работу.
Одна из цыганских семей, чей дом в Луганске разрушили, оказалась в Тимашевском районе Краснодарского края. На родине у них остался отец-фермер. О том, что его дети уехали в Россию, откуда-то узнали в нацгвардии. К пожилому человеку приезжали, шантажировали, детей называли предателями и советовали не возвращаться. Отец рассказывал и о бесчинствах, которые творила украинская армия: забирала продукты, сельхозинвентарь.
25 цыган, взрослых и детей, было среди тех, кого приняли в Богородицком районе Тульской области. Устроили, предоставили все необходимое для жизни. Вообще же неизвестно точно, сколько среди беженцев было цыган. Потому что беда, в которую попали люди на юго-востоке Украины, не различала национальностей, и принимали в России всех – тоже не особо задаваясь вопросом, кто к какой национальности относится.