Владимир Белашов: «Колыбель моя — сцена» — 07.06.2013
В 1950 году мои родители Александр и Любовь приехали с гастролей в Харьков к бабушке – для того чтобы я родился там. А уже через неделю я колесил по просторам нашей необъятной страны.

Годы до школы и все каникулы я проводил в ансамбле Белаша Вишневского, моего дяди, где работали мои родители. В школьные годы был солистом большого хора, занимался в студии при драмтеатре, играл в футбол до дубля. А в восьмом классе организовал вокально-инструментальную группу.
На гитаре играл с детства, так как мой отец был хорошим, грамотным гитаристом. По настоянию родителей поступал в институт, но, когда остался один экзамен – сочинение, решил его завалить. А всё из-за того, что мой дядя Иван Матюшенко и его друг, Александр Карафетов, служили в спецвойсках и, приходя к нам в увольнение, давали примерять красивый китель и фуражку. И вообще, им нужен был басист – в ансамбль, который состоял из музыкантов, окончивших училища и консерватории.
Два года повышал свою боевую и политическую подготовку и играл в оркестре. А так как я очень быстро бегал, меня выставили от части бежать летний биатлон. По времени пришел второй – после олимпийского чемпиона! – а вот стрельба подвела, потому что в части не было ружья для биатлона, и мне вручили винтовку Мосина (трехлинейку), которая не была приспособлена к соревнованиям.
Через неделю после демобилизации я уже был в Москве. Мы с дядей Белашом и солистами театра «Ромэн» выступали на разных площадках, а потом уехали с театром в Ленинград, где Белаш Вишневский дирижировал первым отделением концерта «Цыганские напевы». Целый месяц я наслаждался, аккомпанируя лучшим цыганским мастерам сцены во главе с Николаем Алексеевичем Сличенко.
Отпуск у дядиного ансамбля закончился, и я уехал на гастроли с родителями, братом Вячеславом и сестрой Ларисой. В 1972 году я работал с ансамблем Виктора Павловича Усанеску, где увидел свою будущую жену Лилю Ваштак. А в 1974 году она приехала к нам в ансамбль с дочкой Анжелой (от первого брака), и мы гастролировали по всей стране. Однажды гастроли закончились в Нальчике, и меня попросили поставить музыкальные номера к спектаклю «Грушенька».

И этот же режиссер в трудный 1991 год пригласил меня в Русский драматический театр в Махачкале, где я поставил 18 номеров к этому же спектаклю. Работа была большая, репетиции до глубокой ночи, и я благодарен всем артистам и работникам театра, которые сплотились в непростое время и добились того, чтобы петь на цыганском языке без акцента и танцевать таборные и массовые пляски. А «венгерку» исполняли 18 девушек. И, конечно, я благодарен талантливому режиссеру Эдуарду Асланову.
А на гастроли уже ездила старшая дочь Анжела, а потом и младшая, Виола.
В 2000 году Маер Янко пригласил меня принять участие в качестве арт-директора в создании международного цыганского фестиваля. Это был большой прорыв во взаимоотношениях между российскими цыганами и цыганами из западных стран. В советское время мы не имели такой возможности. Артисты из одиннадцати стран собрались в концертном зале «Россия». В чешском и венгерском посольствах были проведены выставки, где были представлены картины, фотографии, поделки ремесленников, национальные костюмы – в общем, все то, что было сделано руками цыган.
В 2002 году прошел второй фестиваль, «Цыганское подворье», где ваш покорный слуга был арт-директором. Главный его результат — мы убедились в том, что нам не нужен переводчик, и у меня была возможность в многочисленных интервью, через экраны телевизоров донести немного позитива о ромском фольклоре и культуре – на фоне негативных материалов о цыганах.
В настоящее время я работаю в оркестре «Ловари», где опыт старшего поколения слился с талантами молодых дарований. А также занимаюсь общественной деятельностью в качестве члена Всемирного цыганского парламента от России.