Ансамбль венгерских цыган «Ловари». Вернуться к слушателю — 27.05.2013
Ансамбль венгерских цыган «Ловари» был основан Виктором Павловичем Усанеску в начале шестидесятых годов. Коллектив состоял из одной большой семьи: три брата, три сестры и их дети. У руководителя два сына и дочь вышли на сцену после окончания музыкального училища.

Старший сын Лацы – музыкальный руководитель, аранжировщик, пианист, гитарист, аккордеонист, вокалист. Антал играет на контрабасе и бас-гитаре, а дочь Патрина – исполнительница цыганской «венгерки». Брат Виктора Николай – балетмейстер ансамбля, танцор, у которого в арсенале было множество танцев народов мира. Его супруга Валентина пела. Сын Валентины от первого брака Петр был прекрасным танцором, балетмейстером и гитаристом. Сын Цыно тоже окончил музыкальное училище, хорошо владел ударными инструментами, прекрасно пел, танцевал и играл на гитаре. Дочь Дэя была исполнительницей танцев цыган разных стран. Младший сын Грофо – виртуозный гитарист, играющий в разных стилях и владеющий прекрасным вокалом. Сестра Виктора Раида была великолепной танцовщицей и до глубокой старости исполняла «венгерку». Старшая дочь Раиды Пхабай – танцовщица, а дочь Патрина – исполнительница каскада (песня с пляской). Сын Виктор играл в ансамбле на клавишных инструментах. Вторая сестра, Нэни, была исполнительницей старинных романсов, ее супруг Ёны – хорошим скрипачом. Старший сын Нэни, Принцо, и сегодня хорошо танцует, а младший сын Спартак играл на ударных инструментах. Брат Ласло исполнял на гитаре классику, но на гастроли выезжал редко. Младшая сестра Лиля – исполнительница романсов и эстрадных песен из репертуара Лолиты Торрес, и сейчас поет романсы.
С таким количеством артистов можно было работать спокойно, но Виктор приглашал музыкантов и танцоров со стороны. В советское время по необъятной стране гастролировало много цыганских ансамблей и бригад. Работая от областных филармоний, они приносили большой доход, ведь на концертах цыганских коллективов всегда были аншлаги.
В начале 90-х годов филармонии развалились, и цыганские ансамбли прекратили свое существование на большой сцене. Они разбились на маленькие группы, которые стали выживать за счет корпоративных вечеров и банкетов. Все эти события тяжело ударили по цыганскому фольклору, ведь в филармониях работали профессиональные артисты, которые проходили аттестацию и тарификацию. Их дети находились в ансамблях до школы и в каникулы, впитывая в себя музыку, песни и танцы лучших исполнителей. Подрастающие поколения занимались в музыкальных школах, училищах и консерваториях, после чего возвращались на сцену и становились профессиональными артистами. На сегодняшний день тысячи талантливых артистов в лучшем случае торгуют на рынках одеждой и продуктами, чтобы хоть как-то прокормить своих детей. Последние двадцать лет хороших певцов и музыкантов становится все меньше и меньше. Танцоров, гитаристов-семиструнников можно пересчитать по пальцам одной руки. Цыганская молодежь двадцать первого века так же талантлива, как их родители и предки, но, идя в ногу современным течениям, они предпочитают петь Jazz, Blues, R’n’B. Это тоже хорошая музыка, но свой фольклор они должны знать в первую очередь. В данное время попытки открыть студии для детей, чтобы они учились танцам и пению, не имеют успеха, потому что аренда помещений постоянно растет в цене, и студии закрывают.

И в то же время на каналах телевидения идет откровенная травля цыган. Мол, они торгуют наркотиками, а гадая, гипнотизируют людей. А не разумнее было бы заблокировать ввоз наркотиков в страну тоннами, и тогда и цыгане, и другие торговцы успокоились бы? А телевизионщикам не брать заказы на передачи с травлей цыган от лже-гадалок и ясновидящих? Все равно цыганки – лучшие гадалки, и им это дано не академиями и дипломами, а с рождения.
В советское время ни один «Голубой огонек» не обходился без ярких и зажигательных цыганских выступлений. А сейчас лучшие цыганские голоса и музыканты стоят на заднем плане у посредственных артистов – вместо антуража. И очень редко прорывается в эфир цыганская музыка, которой восхищались поэты, писатели и знаменитые сыны Отечества. А прорывается она благодаря знаменитым режиссерам и актерам старшего поколения, которые снимали цыган в своих фильмах и общались с ними не только на съемочных площадках и концертах…
Недавно – очень кстати! – утвержден комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации. Конечно, было бы здорово, если эти деньги пойдут на учебу детей и трудоустройство взрослых. И хорошо, если дадут возможность цыганам открыть свои артели, с которых первое время не будут взимать налоги, чтобы они поднялись на ноги. Ведь в регионах цыгане хорошо работают с металлом, умеют делать домашнюю утварь, умеют торговать, разводить скот. А что касается культуры цыган, воспитания детей и молодежи в национальных традициях, для этого нужно строить дома творчества с балетными залами, студиями звукозаписи, концертными залами и с соответствующей инфраструктурой. А профессиональные артисты должны работать на больших сценах нашей большой страны и радовать народ своим зажигательным искусством.
Что же касается ансамбля «Ловари», то старшего поколения уже нет. А их дети дождались своих детей из музыкальных училищ, и теперь сплав опыта и молодости вылился в красивую музыку. Жаль только, что эту музыку редко слышат истинные ее поклонники.