Звезда Николая Сличенко — 15.03.2007
Один из декабрьских дней 1934 года, казалось, ничем не отличался от других предновогодних дней. Но это только казалось, потому что звезды на небе, видимо, расположились очень благоприятно, и на нашей бренной матушке Земле произошло чудо.

В одной цыганской семье родился ребенок, мальчик, которого при крещении нарекли Николаем. И мальчику этому суждено было стать одним из любимейших и известнейших людей на нашей планете, ибо фамилия семьи, в которой появился младенец, была — Сличенко.
Коля рос веселым, коммуникабельным и совершенно неконфликтным. В семье, где вместе с Колей подрастали еще четверо детей, царила атмосфера любви и взаимопонимания. Это была замечательная семья, в которой от большой любви рождались красивые, талантливые дети.
Хотя особого достатка в семье не было, Сличенко особенно не печалились. Все так жили – хоть и небогато, но радостно, время было такое. Казалось, ничто не могло омрачить счастливое детство мальчика, но наступили страшные времена. Началась война, которая повлекла за собой голод, разруху, смерть.
Трагедия всей страны. Огромное горе. Беда входила в каждый дом.
Цыган это коснулось в первую очередь. Фашисты уничтожали цыган целыми таборами. На глазах у семилетнего Коли расстреляли отца. Матери чудом удалось спасти детей, они оказались одними из тех немногих, кому посчастливилось выжить…

Война закончилась. Народ потихоньку залечивал свои раны. Семья Сличенко остановилась в одном из колхозов Воронежской области. Постепенно жизнь налаживалась.
Коля из долговязого подростка превратился в стройного юношу с лучистыми глазами и необыкновенной, обвораживающей улыбкой. Он постоянно находился в ожидании какого-то чуда. И вот судьба зазвонила в свой колокольчик. Николай узнал, что в далекой Москве есть единственный в мире цыганский театр. Вот оно, то чудо, которого он ждал. Его мечта обрела реальные контуры.
Мать Коли была женщиной очень мудрой и все понимающей, и еще она безумно любила своего сына, она верила в его талант, поэтому сделала все возможное, чтобы мечта ее сына осуществилась. На протяжении всей своей жизни именно мать была его поддержкой и опорой.
Итак, в 1951 году судьба привела Сличенко в театр «Ромэн». Он самый молодой актер в труппе театра. Придя в театр, Коля в прямом смысле этого слова там дневал и ночевал. Ему нравилось все, он впитывал в себя волшебную атмосферу театра, учился, наблюдая за ведущими актерами, много работал и был безумно счастлив. Он всем сердцем полюбил то великое чудо, имя которому — театр, стал его частичкой.
За несколько месяцев работы в театре Коля выучил тексты всех мужских ролей. Однажды он уговорил Сергея Федоровича Шишкова, игравшего Роль Лексы в спектакле «Четыре жениха» по пьесе Ивана Васильевича Хрусталева, «заболеть». Уговаривал долго, но уговорил-таки. В результате на свет появился замечательный Лекса — юный, трепетный, безумно обаятельный, с необыкновенной улыбкой, которая заставляла улыбаться не только всех сидящих в зале, но и всех находящихся на сцене. Это была первая актерская победа Николая Сличенко. За последующие четыре года молодой актер переиграл весь репертуар, причем амплуа для него просто не существовало, он мог играть все — от романтических героев до острохарактерных персонажей. Помимо работы в театре, Сличенко много снимается в кино, активно занимается концертной деятельностью.

Волшебный голос Николая Сличенко любим во всем мире. Его знают, его боготворят. К нему приходит всемирная слава и всемирная любовь. Но данный Богом талант заставляет его двигаться дальше. Он начинает пробовать свои силы в качестве режиссера. В 1973 году ставит спектакль «Грушенька». Так наступает новый этап жизни Николая Сличенко: на свет рождается режиссер — самобытный, глубокий, тонко чувствующий. Каждый спектакль, поставленный им, – это большое событие в театральной жизни.
Через некоторое время Н. А. Сличенко становится главным режиссером театра. Несколько десятилетий, прошедших с этого момента, показали, насколько тонко Николай Алексеевич чувствует время, насколько хорошо умеет понять каждого артиста, помочь им раскрыть творческий потенциал.

Н. А. Сличенко всегда понимал, что театр должен постоянно расширять свою зрительскую аудиторию. В свое время делал все возможное, а подчас и невозможное, чтобы театр стал выездным. Потратил безумное количество сил, боролся за каждого актера. И вот в 1981 году практически вся труппа театра впервые выезжает на гастроли, и даже не в страну социалистического лагеря, а в далекую Японию! Спектакль «Мы — цыгане» производит в Стране восходящего солнца фурор. Обычно сдержанные, японцы поют и танцуют вместе с артистами, занавес не закрывается по полчаса, а то и больше. «Мы — цыгане» становится визитной карточкой театра. С этим спектаклем театр объездил многие страны, и везде он проходил с неизменным успехом.
Николай Алексеевич понимал, что театру необходимы новые творческие силы, профессиональные молодые актеры. И вот на базе училища им. Гнесиных открывается цыганская студия, куда приходит талантливая молодежь. Через четыре года, окончив вуз, молодые артисты пополнили труппу театра. Сегодня это уже среднее поколение ромэновцев. Театру вновь потребовался приток молодых актеров. В 2005 году, уже на базе Щукинского училища, Николай Алексеевич набирает новую студию, с инициативой создания которой выступила Федеральная национально-культурная автономия российских цыган.

В декабре 2006 года театр «Ромэн» отпраздновал свой 75-летний юбилей. 55 лет из них в театре трудится Николай Алексеевич Сличенко. И вот уже 30 лет он является художественным руководителем единственного в мире цыганского театра.
В жизни все идет своим чередом. Цепочка, казалось бы, случайных событий рождает очень четкие закономерности. Наверное, это было предопределено свыше, чтобы шестнадцатилетний Коля Сличенко пришел в театр «Ромэн», чтобы всю свою жизнь он посвятил этой большой цыганской семье. Здесь он состоялся как гениальный певец, актер и режиссер, как мудрый, дальновидный руководитель. Здесь судьба преподнесла ему еще один прекрасный дар: сюда, по воле случайности, Ляля Черная привела красивую, стройную девушку, которую увидела в гостинице, когда театр был на гастролях. Надо сказать, что у Ляли Черной было необыкновенное чутье на таланты. Девушку, звали Тамилла, ее приняли в труппу театра. Судьба вновь зазвонила в свой колокольчик: Тамилла и Коля встретились, и произошло чудо — две души узнали друг друга в огромном человеческом море.

С тех самых пор Николай и Тамилла не расстаются никогда. Она всегда рядом с ним, его поддержка и опора, его соратник и друг, его муза, его жена, мать его детей. Говорят, что любовь со временем проходит, притупляется, переходит в привычку. Но когда смотришь на Тамиллу Суджаевну и Николая Алексеевича, понимаешь, что истинная любовь не имеет «срока годности». Более того, их любовь настолько сильна, что как бы обволакивает всех окружающих, ты заряжаешься этой атмосферой, и тебе хочется распрямить спину, поднять голову и посмотреть на мир такими же лучистыми глазами, какими смотрят друг на друга Тамилла Суджаевна и Николай Алексеевич. Со своими проблемами к ним бегут все, зная, что эти люди никогда не осудят, всегда поймут, а если это в их силах, то и помогут.
Вот так они и живут, никакой «звездности». Просто отдают миру тепло своих душ, ничего не требуя взамен. Он — звезда с мировым именем, и она – хранительница семейного очага, женщина, посланная ему судьбой, родившаяся в мае, под знаком Тельца. И, наверное, совсем не случайно, что несколько лет назад звезда именно этого созвездия была названа в честь Николая Сличенко. Еще один знак судьбы…
Они идут по жизни рука об руку. И щедро делятся с миром теплом своих душ, своей конструкцией мира, мира гармоничного, наполненного любовью. И мир становится лучше.