Виват, «Ромэн»! Театру «Ромэн» 75 лет — 15.03.2007
Театру «Ромэн» 75 лет. Неувядаемый, мощный, мужественный и бесстрашный, театр «Ромэн» — по-прежнему единственный в мире музыкально-драматический цыганский театр! Репертуарная и идейно-просветительская политика театра надежно удерживает его на ведущем месте в культурной жизни цыганского народа.

Это гордость и надежда цыган России и цыган всего мира. Последнюю мысль подтверждает неоднократное блистательное участие артистов театра в Международном фестивале цыган, ежегодно проводимом в Москве под патронажем ассоциации цыган России. И вот сегодня – в 2006 году — театру исполнилось 75 лет! Срок немалый – целая человеческая жизнь. Это зрелость, профессионализм и, как следствие, неизменная любовь зрителей.
В реальности театр «Ромэн» — это не одна человеческая жизнь, это жизни кланов, семей, родов нескольких поколений блистательных артистов. Давно выросли дети и внуки тех, кто стоял у истоков театра. У них подрастают или уже выросли свои дети. Они с младенчества впитали незабываемый запах кулис, сам воздух театра и наверняка пополнят его труппу.

Впрочем, поколение сегодняшних 20-летних уже на пути к этому. Под художественным руководством и по инициативе народного артиста СССР Н.А. Сличенко в Театральном училище им. Б.В. Щукина второй год обучаются цыганские девушки и юноши в целевой цыганской студии, готовящей пополнение труппы «Ромэна». Их 21 человек – счастливое число, и они талантливы. В приобретении профессиональных навыков им помогают опытные мастера — артисты театра П. Бобров, Н. Золотарева, М. Оглу.
По сути, это третья за годы существования театра студия.
Выпускники второй студии (1978 – 1982 гг.) при музыкальном училище им. Гнесиных давно стали ведущими артистами, несут на себе ответственность за театр: плотно заняты в репертуаре, играют главные и ведущие роли, имеют почетные звания и награды правительства.
А с самой первой студии, созданной 24 января 1931 года по инициативе Наркомпроса, начинается отсчет истории нынешнего театра «Ромэн».

Возникновение театра стало переломным моментом в судьбе цыганского искусства, которое ранее было представлено только хоровой песней и плясками. Его создание возродило народные традиции и позволило постепенно избавиться от так называемой «цыганщины».
В конце 1931 года цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе А. Германо «Жизнь на колесах». После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн».
Больше десяти лет спектакли игрались на цыганском языке, и репертуар определялся основной социальной проблемой для цыган того времени: отказ от кочевья и необходимость перехода к оседлой трудовой жизни. Об этом говорили спектакли «Фараоново племя» Д. Сверчкова (1933), «Между огней» А. Германо, «Табор в степи» (1934), «Дочь степей», «Свадьба в таборе» (1935). Последние три пьесы принадлежали И. Ром-Лебедеву.

Новые задачи потребовали и обновления художественного руководства. Во главе театра в 1931 году встал М.М. Яншин, один из талантливых учеников К.С. Станиславского.
Неполных пять лет руководил театром М. Яншин, но на десятилетия определил его будущее. М. Яншин оставил в наследство своеобразную идейно-эстетическую программу, которой театр продолжает следовать. Он писал: «В годы моей работы в театре «Ромэн» мы стремились, чтобы это был не только театр танцев, пения и музыки, но и театр серьезного содержания, стремились соединить фольклор с большой драматургией, с классикой… стремились, чтобы в центре спектакля был актер, его переживания, его мысль, боль, радость, а танец, песня, музыка способствовали бы раскрытию внутреннего мира человека, дополняли его, но ни в коем случае не становились самоцелью, не становились поводом для демонстрации эффектных музыкальных номеров».
Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэну» его следующий руководитель – профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.). Под его руководством театр работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизационных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Вслед за П.С. Саратовским главными режиссерами цыганского театра были С.А. Баркан (1958-1963), М.Н. Сидоркин (1963-1965), С.А. Баркан (1965-1967), А.И. Дунаев (1967), С.А. Баркан (1968-1977).
Большой вклад в творческую жизнь и успехи театра сделал основатель музыкальной части «Ромэн» и долгие годы неизменный ее руководитель композитор С.М. Бугачевский. Он проработал в театре около 40 лет, в течение которых неустанно собирал мелодии и тексты цыганских народных песен, образцы подлинно цыганского фольклора. С.М. Бугачевский написал музыку более чем к 30 спектаклям «Ромэна».
Внутри театра стала постепенно зарождаться и своя, цыганская драматургия (И. Ром-Лебедев, И. Хрусталев). В дальнейшем она стала основой репертуара театра.

Постепенно стало очевидно, что репертуар театра не может и не должен ограничиваться единственной, хоть и очень важной, проблемой. Театр обратился к русской и зарубежной классике. Так появились в репертуаре «Кармен» по Мериме, «Цыганы» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Грушенька» по Лескову, наконец, пьесы Гарсиа Лорки «Кровая свадьба» и «Чудесная башмачница».
Наступило время, когда «Ромэн» стал играть спектакли на русском языке. Бережно относясь к пьесам первых цыганских драматургов, театр все чаще стал обращаться к великим классическим произведениям. На сцену «Ромэна» вышли также герои советских драматургов А. Афиногенова, М. Светлова, И. Штока, А. Калинина, Ю. Нагибина.

Выбор произведений был отнюдь не случайным. Репертуар строился так, чтобы режиссеры могли опираться в своих художественных решениях на традиции народного цыганского искусства, широко использовать музыку, песни, танцы и в то же время искать пути к созданию характеров, к воспроизведению сложности и глубины человеческой психологии. Слияние живописной многогранности, музыкальности, танцевальной пластики с поисками правды характеров, глубины обобщающей мысли и пафоса нравственной чистоты – так можно охарактеризовать сложившееся к пятидесятым – шестидесятым годам 20-го столетия художественное своеобразие театра «Ромэн».
С годами театр рос и завоевывал симпатии у зрителя. Росла популярность театра за рубежом.

В апреле 1977 года главным режиссером театра «Ромэн» становится Н.А. Сличенко. С его ярким талантом и с предложенной программой неразрывно связан художественный расцвет театра. При этом театр не теряет свое неповторимое, самобытное лицо, оставаясь театром национальным, цыганским, и в то же время интернациональным по своему идейному звучанию. Это относится к спектаклям: «Мы – цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Братья», «Четыре жениха», «Живой труп», «Птицам нужно небо» и др.
В течение без малого тридцати лет театр, ведомый умным, тонким и безгранично талантливым человеком Н.А. Сличенко, мужал, рос, становился зрелым и приобретал качества одного из лучших московских театров со своим особенным лицом.
Было время, когда зрители настолько осаждали театр, что требовалось вмешательство конной милиции. С оглушительным успехом проходили зарубежные гастроли, они умножали славу нашей страны.

Сегодня в репертуаре театра 12 спектаклей. Это пьесы на любой вкус: от грандиозного шоу-ревю, народного зрелища «Мы — цыгане» (постановка Н. Сличенко), где занята вся труппа театра, классики «Грушенька», «Плясунья – дочь шатров», «Графиня – цыганка», «Вива, Кармен!» и современных пьес: «Таборные игры», «Бегите, кони, бегите», «Ослепленные», «Отель «Табор*****», «Цыган и в Африке цыган» до детской сказки «Тайна голубого камня». Жанровое разнообразие этих постановок велико: романтическая фантазия, мюзикл, притча, драмы, мелодрама и комедии. И все это непременно с музыкой — как классической, так и народной.
В начале юбилейного сезона, в октябре, театр порадовал зрителей премьерой «Трактирщица» по пьесе К. Гольдони. Эта озорная и веселая музыкальная лирическая комедия пополнила список классики, идущей на сцене «Ромэн». Готовится к постановке трагикомедия «Любовь под шатрами» О. Хабалова. Есть и другие пьесы в портфеле театра. Но… это пока секрет.

Театр верен сложившийся традиции ставить пьесы из жизни цыган, сохраняя национальный дух, колорит и страстное, темпераментное искусство. Недавно в интервью, данном художественным руководителем театра корреспонденту одной из центральных газет, на вопрос: «Как вы определяете место «Ромэн» среди других театров?» — Н.А. Сличенко ответил так: «Сила наших постановок не в бутафорски-кибиточных принадлежностях. Спектакли театра подкупают и незамутненностью смысла, и тем, что помимо слов. Солнечный, яркий, самобытный, ни на кого не похожий, этот театр – единственный в мире. А где его место, пусть определяет зритель».
К юбилею театр пришел во всеоружии: он полон сил, надежд и перспектив. Труппа дружная и даровитая, а художественный руководитель безмерно талантлив и щедр. Пожелаем же этому уникальному коллективу энтузиазма, здоровья и сил в осуществлении намеченных творческих задач.
Поздравляем любимый наш театр с 75-летием! Виват, «Ромэн!»