Виват, «Ромэн»! Театру «Ромэн» 75 лет — 15.03.2007

Театру «Ромэн» 75 лет. Неувядаемый, мощный, мужественный и бесстрашный, театр «Ромэн» — по-прежнему единственный в мире музыкально-драматический цыганский театр! Репертуарная и идейно-просветительская политика театра надежно удерживает его на ведущем месте в культурной жизни цыганского народа.

Театр «Ромэн»
Театр «Ромэн»

Это гордость и надежда цыган России и цыган всего мира. Последнюю мысль подтверждает неоднократное блистательное участие  артистов театра в Международном фестивале цыган, ежегодно проводимом в Москве под патронажем ассоциации цыган России. И вот сегодня – в 2006 году — театру исполнилось 75 лет! Срок немалый – целая человеческая жизнь. Это зрелость, профессионализм и, как следствие, неизменная любовь зрителей.

В реальности театр «Ромэн» — это не одна человеческая жизнь,  это жизни кланов, семей, родов нескольких поколений блистательных артистов. Давно выросли дети и внуки тех, кто стоял у истоков театра. У них подрастают или уже выросли свои дети. Они с младенчества впитали незабываемый запах кулис, сам воздух театра и наверняка пополнят его труппу.

Спектакль «Вива, Кармен».Постановка — Г. Жемчужный
Спектакль «Вива, Кармен». Постановка — Г. Жемчужный

Впрочем, поколение сегодняшних 20-летних  уже на пути к этому. Под художественным руководством и по инициативе народного артиста СССР Н.А. Сличенко в Театральном училище им. Б.В. Щукина второй год обучаются цыганские девушки и юноши в целевой цыганской студии, готовящей пополнение  труппы «Ромэна». Их 21 человек – счастливое число, и они талантливы. В приобретении профессиональных  навыков им помогают опытные мастера — артисты театра П. Бобров, Н. Золотарева, М. Оглу.

По сути, это третья за годы существования театра  студия.

Выпускники второй студии (1978 – 1982 гг.) при музыкальном училище им. Гнесиных давно стали ведущими артистами, несут на себе ответственность за театр: плотно заняты в репертуаре, играют главные и ведущие роли, имеют почетные звания и награды правительства.

А с самой первой студии, созданной 24 января 1931 года по инициативе Наркомпроса,  начинается отсчет истории нынешнего театра «Ромэн».

Спектакль «Мы – Цыгане». Постановка — Н. Сличенко
Спектакль «Мы – Цыгане». Постановка — Н. Сличенко

Возникновение театра стало переломным моментом в судьбе цыганского искусства, которое ранее было представлено только хоровой песней и плясками. Его создание возродило народные традиции и позволило постепенно избавиться от так называемой «цыганщины».

В конце 1931 года цыганская студия показала свой первый трехактный  музыкально-драматический спектакль по пьесе А. Германо «Жизнь на колесах». После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн».

Больше десяти лет спектакли игрались на цыганском языке, и репертуар определялся основной социальной проблемой для цыган того времени: отказ от кочевья и необходимость перехода к оседлой трудовой жизни. Об этом говорили спектакли «Фараоново племя» Д. Сверчкова (1933), «Между огней» А. Германо, «Табор в степи» (1934), «Дочь степей», «Свадьба в таборе» (1935). Последние три пьесы принадлежали И. Ром-Лебедеву.

Спектакль «Цыган и в Африке – цыган». Постановка — О. Хабалов
Спектакль «Цыган и в Африке – цыган». Постановка — О. Хабалов

Новые задачи потребовали и обновления художественного руководства. Во главе театра в 1931 году встал М.М. Яншин, один из талантливых учеников К.С. Станиславского.

Неполных пять лет руководил театром М. Яншин, но на десятилетия определил его будущее. М. Яншин оставил  в наследство своеобразную идейно-эстетическую программу, которой театр продолжает следовать. Он писал: «В годы моей работы в театре «Ромэн» мы стремились, чтобы это был не только театр танцев, пения и музыки, но и театр серьезного содержания, стремились соединить фольклор с большой драматургией, с классикой… стремились, чтобы в центре спектакля был актер, его переживания, его мысль, боль, радость, а танец, песня, музыка способствовали бы раскрытию внутреннего мира человека, дополняли его, но ни в коем случае не становились самоцелью, не становились поводом для демонстрации эффектных музыкальных номеров».

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэну» его следующий руководитель – профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.). Под его руководством театр работал  четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизационных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Спектакль «Грушенька». Постановка — Н. Сличенко
Спектакль «Грушенька». Постановка — Н. Сличенко

Вслед за П.С. Саратовским главными режиссерами цыганского  театра были С.А. Баркан (1958-1963), М.Н. Сидоркин (1963-1965), С.А. Баркан (1965-1967), А.И. Дунаев (1967), С.А. Баркан (1968-1977).

Большой вклад в творческую жизнь и успехи театра сделал основатель музыкальной части «Ромэн» и долгие годы неизменный ее руководитель композитор С.М. Бугачевский. Он проработал в театре около 40 лет, в течение которых неустанно собирал мелодии и тексты цыганских народных песен, образцы подлинно цыганского фольклора. С.М. Бугачевский написал музыку более чем к 30 спектаклям «Ромэна».

Внутри театра стала постепенно зарождаться и своя, цыганская драматургия (И. Ром-Лебедев, И. Хрусталев). В дальнейшем она стала основой репертуара театра.

Спектакль «Плясунья – дочь шатров». Постановка — Н. Сличенко
Спектакль «Плясунья – дочь шатров». Постановка — Н. Сличенко

Постепенно стало очевидно, что репертуар театра не может и не должен ограничиваться единственной, хоть и очень важной, проблемой. Театр обратился к русской и зарубежной классике.  Так появились в репертуаре «Кармен» по Мериме, «Цыганы» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Грушенька» по Лескову, наконец, пьесы Гарсиа Лорки «Кровая свадьба» и «Чудесная башмачница».

Наступило время, когда «Ромэн» стал играть спектакли на русском языке. Бережно относясь к пьесам первых цыганских драматургов, театр все чаще стал обращаться к великим классическим произведениям. На сцену «Ромэна» вышли также герои советских драматургов А. Афиногенова, М. Светлова, И. Штока, А. Калинина, Ю. Нагибина.

Спектакль «Тайна голубого камня». Постановка — Г. Жемчужный
Спектакль «Тайна голубого камня». Постановка — Г. Жемчужный

Выбор произведений был отнюдь не случайным. Репертуар строился так, чтобы режиссеры могли опираться в своих художественных решениях на традиции народного цыганского искусства, широко использовать музыку, песни, танцы и в то же время искать пути к созданию характеров, к воспроизведению сложности и глубины человеческой психологии. Слияние живописной многогранности, музыкальности, танцевальной пластики с поисками правды характеров, глубины обобщающей мысли и пафоса нравственной чистоты – так можно охарактеризовать сложившееся к пятидесятым – шестидесятым годам 20-го столетия художественное своеобразие театра «Ромэн».

С годами театр рос и завоевывал симпатии у зрителя. Росла популярность театра за рубежом.

Спектакль «Графиня – цыганочка». Постановка — Н. Сличенко, Н. Сергиенко
Спектакль «Графиня – цыганочка». Постановка — Н. Сличенко, Н. Сергиенко

В апреле 1977 года главным режиссером театра «Ромэн» становится Н.А. Сличенко. С его ярким талантом и с предложенной программой неразрывно связан художественный расцвет театра. При этом театр не теряет свое неповторимое, самобытное лицо, оставаясь театром национальным, цыганским, и в то же время интернациональным по своему идейному звучанию. Это относится к спектаклям: «Мы – цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Братья», «Четыре жениха», «Живой труп», «Птицам нужно небо» и др.

В течение без малого тридцати лет театр, ведомый умным, тонким и безгранично талантливым человеком Н.А. Сличенко, мужал, рос, становился зрелым и приобретал качества одного из лучших московских театров со своим особенным лицом.

Было время, когда зрители настолько осаждали театр, что требовалось вмешательство конной милиции. С оглушительным успехом проходили зарубежные гастроли, они умножали славу нашей страны.

Спектакль «Отель "Табор"» Постановка — О. Хабалов
Спектакль «Отель «Табор»» Постановка — О. Хабалов

Сегодня в репертуаре театра 12 спектаклей. Это пьесы на любой вкус: от грандиозного шоу-ревю, народного зрелища «Мы — цыгане» (постановка Н. Сличенко), где занята вся труппа театра, классики «Грушенька», «Плясунья – дочь шатров», «Графиня – цыганка», «Вива, Кармен!» и современных пьес: «Таборные игры», «Бегите, кони, бегите», «Ослепленные», «Отель «Табор*****», «Цыган и в Африке цыган» до детской сказки «Тайна голубого камня». Жанровое разнообразие этих постановок велико: романтическая фантазия, мюзикл, притча, драмы, мелодрама и комедии. И все это непременно с музыкой — как классической, так и народной.

В начале юбилейного сезона, в октябре, театр порадовал зрителей премьерой «Трактирщица» по пьесе К. Гольдони. Эта озорная и веселая музыкальная лирическая комедия пополнила список классики, идущей на сцене «Ромэн». Готовится к постановке трагикомедия «Любовь под шатрами» О. Хабалова. Есть и другие пьесы в портфеле театра. Но… это пока секрет.

Мюзикл «Бегите, кони, бегите...». Постановка — П. Бобров
Мюзикл «Бегите, кони, бегите…». Постановка — П. Бобров

Театр верен сложившийся традиции ставить пьесы из жизни цыган, сохраняя национальный дух, колорит и страстное, темпераментное  искусство. Недавно в интервью, данном художественным руководителем театра корреспонденту одной из центральных газет, на вопрос: «Как вы определяете место «Ромэн» среди других театров?» — Н.А. Сличенко ответил так: «Сила наших постановок не в бутафорски-кибиточных принадлежностях. Спектакли театра подкупают и незамутненностью  смысла, и тем, что помимо слов. Солнечный, яркий, самобытный, ни на кого не похожий, этот театр – единственный в мире. А где его место, пусть определяет зритель».

К юбилею театр пришел во всеоружии: он полон сил, надежд и перспектив. Труппа дружная и даровитая, а художественный руководитель безмерно талантлив и щедр. Пожелаем же этому уникальному коллективу энтузиазма, здоровья и сил в осуществлении намеченных творческих задач.

Поздравляем любимый наш театр с 75-летием! Виват, «Ромэн!»

Алла Смехова

    Театр «Ромэн»

    Николай Сличенко на «Площади Звезд»

    Звезда Николая Сличенко — 15.03.2007

    Один из декабрьских дней 1934 года, казалось, ничем не отличался от других предновогодних дней. Но это только казалось, потому что звезды на небе, видимо, расположились очень благоприятно, и на нашей бренной матушке Земле произошло чудо. Далее

    «Сегодня у нас концерт»

    «Театр, рождённый песней». Георгий Деметер — 15.03.2007

    Впервые я попал в театр ещё будучи школьником. Было это в 1937 году, театр находился в Большом Гнездиковском переулке, рядом с Тверской улицей. Я и не подозревал тогда, что театр был создан совсем недавно.  Меня восхищало всё - игра артистов, декорации, костюмы, песни, танцы.Далее

    А. Бариев поздравляет Н. Сличенко. Театру «Ромэн» 75 лет

    ФНКА поздравляет «Ромэн» — 27.12.2006

    В конце декабря 2006 года состоялись торжества по случаю 75-летия театра "Ромэн". В адрес коллектива "Ромэна" прозвучало множество самых теплых слов и пожеланий от выдающихся общественных деятелей, мастеров искусства. Далее