Начиная девятое десятилетие… — 10.07.2013
История театра «Ромэн» началась чуть больше восьмидесяти лет назад, когда активисты цыганской комсомольской ячейки написали письмо наркому просвещения А. В. Луначарскому, в котором изложили идею создания музыкально-драматического цыганского театра. Луначарский идею поддержал, была создана организационная группа для набора цыганской студии.

Художественным руководителем студии был назначен М. И. Гольблат, музыкальным руководителем — С.М. Бугачевский, директором — Г. П. Лебедев, заведующим литературной частью — Иван Ром-Лебедев. Первую пьесу для будущего театра было поручено написать А. В. Германо. Вот имена тех, кто стоял у самых истоков, тех, кто разработал творческую программу, определил цели и задачи будущего театра.
В начале зимы 1931 года состоялось открытие цыганской студии, в которую была набрана талантливая молодежь из оседлых и кочевых цыган — всего 21 человек. Также в студию записались и уже известные артисты из цыганских хоров, среди которых были любимцы московской публики Ляля Черная, Марина Черкасова, Мария Васильевна Скворцова, Валериан Поляков; из советских учреждений пришли Сантина Андреева, Иван Хрусталев. Все они стали ядром творческого коллектива, их имена создали славу театра.
26 января 1931 года начались занятия студии. Много времени уделялось разучиванию элементов цыганского танца, музыкальной грамоте, биомеханике, и главное — многие будущие знаменитости театра корпели над букварем, так как далеко не все умели читать и писать.
Время брало свое, студия пополнялась новой цыганской молодежью, студийцы работали весело, жили дружно. Первое время некоторым из приезжих приходилось ночевать на скамейках Тверского бульвара, на вокзалах. Утром они невыспавшиеся, но полные энтузиазма приходили на занятия. Студийцы жили в предчувствии чего-то важного, нужного, замечательного.

В мае студия показала свою первую работу. Это было что-то вроде цыганского обозрения в двух отделениях. Первое называлось «Атася и дадывэс» («Вчера и сегодня»), второе – «Этнографический этюд». Первые отзывы о работе студии были краткие, но доброжелательные: «Первый шаг сделан правильно, студия обладает талантливой молодежью, способной создать свой театр…»
Ко времени первого показа студии А.В. Германо закончил работу над пьесой. Это была трехактная музыкальная драма. Студийцы приступили к репетициям первого спектакля будущего театра.
В декабре 1931 года состоялась премьера спектакля «Жизнь на колесах». Режиссером-постановщиком был М. И. Гольблат, композитором — С. М. Бугачевский, художником – А. Г. Тышлер. Спектакль шел на цыганском языке.
Премьера имела огромный успех. После показа спектакля студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», а студийцев стали называть актерами. В семье старейших прославленных русских театров появился молодой, пока еще не окрепший, но подающий большие надежды цыганский театр.

Вот так почти 82 года назад произошло судьбоносное событие: родился единственный в мире цыганский театр «Ромэн», который стал подлинным центром цыганской национальной культуры.
В первые же годы перед театром встала серьезная проблема – отсутствие репертуара. Театр остро нуждался в драматургах. Первым драматургом, взросщенным театром, был Иван Ром-Лебедев. Пьесу «Ганка» он написал в 1933 году. Позже пьесы стал писать работавший с самого основания театра Иван Васильевич Хрусталев, человек, которого природа одарила разносторонними талантами. И. В. Хрусталев, великолепный драматический актер, блестящий танцор, главный балетмейстер театра, был ярчайшим и очень плодовитым драматургом. На его пьесах выросло не одно поколение артистов.
Время шло, театр набирал обороты, экспериментируя, ища свой путь в искусстве. Спустя шесть лет М. И. Гольблат ушел из театра. 13 сентября 1937 года художественным руководителем «Ромэна» был назначен артист МХАТ Михаил Михайлович Яншин, который сыграл огромную роль в становлении театра. Он неразрывными узами связал театр «Ромэн» и МХАТ. Благодаря М.М. Яншину знакомство «Ромэна» с Художественным театром переросло в крепкую дружбу. «Ромэновцы» росли, впитывая культуру прославленного МХАТ. За кулисы «Ромэна» частенько заходили В.И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, И.М. Москвин, О. Н. Андровская, М. М. Тарханов. Ромэновцы же в свою очередь были завсегдатаями спектаклей МХАТ.
С первых дней своей работы в «Ромэне» Яншин приступил к пересмотру репертуара. Из репертуара были сняты два спектакля — «Кармэн» и «Цыганы», подвергшиеся критике со стороны прессы за формализм, не соответствующий творческому направлению театра. Через год спектакль «Цыганы» был поставлен в новом варианте, приближенном к традициям МХАТ. Спектакль имел огромный успех. Театральные критики заговорили о «Ромэне» как о театре больших возможностей. Кстати, при Яншине спектакли стали идти на русском языке. Еще через год, в 1939 году, состоялась премьера спектакля «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Это была огромная творческая победа театра.

М. М. Яншин принес в «Ромэн» мхатовскую атмосферу, мхатовский метод работы, высокую культуру. Он старался привлечь к работе в театре лучших художников, балетмейстеров, драматургов. По его просьбе А. Н. Афиногенов написал для театра пьесу «Все о тебе», а М.А. Светлов – «Действующие лица»; в театре работали два режиссера МХАТ — Б. И. Вершилов и П. В. Лесли. М.Яншин также любил и оберегал цыганский фольклор, сохраняя самобытность цыганской культуры.
Всего за время работы М.М. Яншина в театре было поставлено двенадцать спектаклей.
В мае 1941 года «Ромэн» уезжал на большие гастроли, Яншин не мог поехать. Он остался с МХАТ. В конце июня 1941 года художественным руководителем театра был назначен профессор Московской консерватории П.С. Саратовский.
Война застала театр в Свердловске.
В это тяжелое для всей страны время театр ни на секунду не прекращал интенсивно работать. Было выпущено три новых спектакля; также было организовано несколько концертных бригад, которые выступали в госпиталях и пунктах мобилизации, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. 1200 спектаклей, больше миллиона зрителей, 700 шефских концертов на оборонных предприятиях и боевых кораблях – эти цифры красноречиво говорят о вкладе «Ромэна» в общее дело победы над фашизмом. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Кончилась война. Театр вернулся в Москву, жизнь пошла своим чередом.
Петр Савич Саратовский, опытный, талантливый режиссер, великолепный педагог, руководивший театром около 15 лет, ушел из театра, вернувшись к преподавательской работе в музыкальном училище им. Гнесиных.
Его заменил Семен Аркадьевич Баркан — молодой, энергичный, амбициозный, способный работать в театре день и ночь. Многие спектакли, поставленные
С. А. Барканом, получили хорошую оценку у зрителей и прессы. Вместе с Барканом в театре работал требовательный, темпераментный режиссер Анхель Гутьеррес. Он преподавал в студии, организованной на базе театра, вел занятия по актерскому мастерству, вводил молодежь в спектакли. Лучшим из спектаклей, поставленных Гутьерресом, был «Кармен из Трианы». К работе над ним он привлек испанцев: балетмейстера, композитора, гитариста.
Спектакль получился ярким и производил сильное впечатление.
С 1977 года и по настоящее время театром руководит народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. За этот период театр приобрел поистине мировую известность.

В 1976 году Н. А. Сличенко поставил спектакль – народное зрелище «Мы — цыгане», в котором была занята все труппа театра. «Мы — цыгане» имели огромный успех, и именно этот спектакль было решено вывезти на гастроли за границу.
Эта была сложная задача, ведь во времена СССР заграничные поездки творческих коллективов были чем-то необыкновенным — из заоблачных высей, из мира фантастических снов… Так вот, Николаю Алексеевичу это удалось! Ему пришлось отстаивать в буквальном смысле каждого артиста, за каждого он ручался и брал ответственность на себя, за многих приходилось даже «класть партбилет на стол». Он как мудрый руководитель знал, что его не подведут, и не ошибся. Первые зарубежные гастроли театра состоялись не куда-нибудь, а в Японию, и произвели там настоящий фурор. Спектакль «Мы — цыгане», ставший визитной карточкой театра, посчастливилось увидеть зрителям многих стран.
Сегодня театр «Ромэн» знают и любят во всем мире. В свои 81 он все так же молод и востребован, в театре ведется активная общественная работа, и конечно, он постоянно радует зрителей новыми спектаклями.
В театре наряду со старшим и средним поколениями интенсивно работает талантливая молодежь. Совсем недавно в «Ромэн» пришли выпускники спецкурса, набранного на базе Театрального института им. Щукина. Руководителем курса был художественный руководитель театра Николай Алексеевич Сличенко. Студийцы органично влились в репертуар театра, многие за короткий срок стали ведущими артистами «Ромэна».
81-й сезон в театре был плодотворен и насыщен событиями.
Визитная карточка театра – спектакль «Мы – цыгане» 15 декабря 2012 года был показан в 2000-й раз – событие, уникальное для истории российских театров.

Премьера прошлого, 80-го сезона, — спектакль «Цыганский рай». Режиссер, народный артист РФ П. А. Бобров стал лауреатом международного фестиваля-конкурса национальных театров «Москва – город мира». Среди огромного множества российских и зарубежных национальных театров, представивших свои спектакли на конкурс, спектакль «Цыганский рай» стал явным фаворитом и победил почти во всех номинациях: лучший спектакль, лучший режиссер,
лучшая мужская роль (народный артист РФ Н.М. Шишков), лучший балетмейстер (Гауш-Цепеман), лучший композитор. (М.Г. Линк). Также специальным дипломом были отмечены все участники спектакля. Особо хочется отметить световое решение (художник С. И. Седунова). Визуализация замысла режиссера через свет превращает каждую сцену в изысканную, завораживающую картину.
«Цыганский рай» — спектакль-притча. Сюжет основан на реальных событиях и рассказывает о геноциде цыган во время Второй мировой войны. Это история, повествующая о жизни табора в то трагическое время, история о любви и самопожертвовании, о том, как раскрывается личность человека, попавшего в водоворот драматических событий.
Свой 81-й сезон театр «Ромэн» закрыл 9 июня 2013 года спектаклем «Подкова счастья», премьера которого состоялась в конце 2012 года.

«Подкова счастья», в которой Н. А. Сличенко является руководителем постановки, — это режиссерский дебют актера театра «Ромэн» заслуженного артиста России Николая Лекарева. Он также является автором пьесы и композитором. В спектакле огромное количество песен и танцев, которые органично вплелись в сюжет и стали его неотъемлемой частью.
Искрометная комедия с лихо закрученным сюжетом, яркие красочные костюмы, прекрасная игра актеров — все эти, казалось бы, трафаретные определения очень четко характеризуют далеко не трафаретный спектакль.
…Начало спектакля. Звучит цыганская музыка. Занавес открывается. Вот они – герои истории, которую сейчас увидят зрители, с раскинутыми словно крылья птиц руками. В танце они приближаются к авансцене. Зрители аплодируют, они уже вовлечены, им интересно, что же будет дальше.
А дальше… Дальше разыгрывается комедия с такими лихими поворотами сюжета, что дух захватывает — история под стать комедиям Шекспира.
В спектакле нет откровенных злодеев, даже отрицательные персонажи смешны и забавны. Там царит дух взаимопонимания. Там еврейская семья помогает цыганской, там брат борется за любовь брата всеми возможными и невозможными способами, там подруга ради счастья подруги готова стать уродиной. Там множество розыгрышей, переодеваний, смешных ситуаций, там весело. Там побеждает любовь, и в финале празднуются не одна, а аж целых четыре свадьбы.
Замечательный актерский ансамбль, национальный колорит, великолепная музыка, обилие песен и танцев. Атмосфера безудержного веселья и этакой разудалой бесшабашности. Зрители сразу полюбили этот спектакль, прикипели, что называется, всем сердцем, многие приходят на него снова и снова.

Заслуженный артист России Н. Г. Лекарев – известный, востребованный артист, много играющий в театре и снимающийся в кино, ведущий активную концертную деятельность, — раскрыл новые грани своего таланта. «Подкова счастья» — это не просто спектакль, это рождение нового режиссера, драматурга и композитора.
Последняя премьера театра, романтическая комедия «Король бубновый», — последняя работа режиссера Олега Хабалова. Премьера состоялась 21 апреля 2013 года. В этот день режиссеру-постановщику Олегу Тимофеевичу Хабалову исполнилось 80 лет. К сожалению, это был единственный спектакль, на котором он присутствовал. Через месяц после премьеры О. Т. Хабалов ушел из жизни…
Спектакль «Король бубновый» — история о любви, о нежности, о верности и преданности своим чувствам. В центре событий две женщины: одна — убеленная сединами старшая представительница богатого цыганского рода Мерседес (народная артистка России И.М. Некрасова), вторая — ее юная трепетная племянница Ирэн (артистка Радмила Лекарева). Мудрость, опытность и знание жизни, с одной стороны, и страстность, порывистость и незащищенная хрупкость — с другой. Такие разные и в то же время такие похожие. Мерседес, влюбившись в того единственного, который был послан ей судьбой и с кем ее безжалостно разлучили, живет памятью об этой любви и надеется на встречу со своим любимым. Несмотря на солидный возраст, в душе она остается все той же юной, романтичной девушкой, которой была много лет назад. Узнав, что ее племянница Ирэн и внук ее возлюбленного Михай (артист Артур Богданов) любят друг друга, Мерседес начинает действовать. Она делает все, чтобы ее любимая племянница была счастлива. Мерседес — образ яркий, выразительный, необыкновенно обаятельный. Статная, красивая, обворожительная И.М. Некрасова с первого своего появления на сцене завоевывает сердца зрителей, каждый ее выход сопровождается бурными аплодисментами.

Яркая, темпераментная Мерседес и нежная, утонченная Ирэн. В живописи – масло и акварель. Кстати, в спектакле очень оригинальные декорации, они как бы составлены из огромных золоченых рам, а в центре – большой портрет главного героя – отца Ирэн Лазара Бабакирло (заслуженный артист России Н. Г.Лекарев). Лазар — предприимчивый и очень богатый цыган. Николай Лекарев блестяще играет эту роль. Этакая пристройка чуть сверху, этакая хитринка в глазу плюс необыкновенное обаяние и прекрасный голос.
Такой харизматичный герой не может быть одиноким, поэтому в хитросплетениях сюжета появляется еще один женский образ – красавица Златка Серебрякова (заслуженная артистка России Серафима Золотарева). Она приходит в дом Лазара в качестве свахи своего непутевого братца, любителя женского пола и заядлого картежника, которого блестяще играет народный артист СССР Б. Р.Ташкентский. Лазар и Златка, две яркие, неординарные личности, встречаются и, естественно, влюбляются друг в друга.
«Король бубновый» изобилует музыкальными номерами. В спектакле много песен, танцев. Композитор спектакля, Н. Г. Лекарев, написал прекрасную музыку, которая является истинным украшением спектакля.
Свой 82-й сезон театр «Ромэн» откроет 24 августа спектаклем «Мы – цыгане»,
режиссером-постановщиком которого является художественный руководитель театра народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. И снова, вот уже девятое десятилетие, «Ромэн», единственный в мире цыганский театр, будет радушно встречать своих зрителей и делиться с ними теплом своих сердец.