Как создавали театр «Ромэн» — 15.09.2007
Четвертого октября 1930 года на заседании актива по национальному искусству Наркомпроса РСФСР было зафиксировано решение о создании Студии Индо-Ромэнского (цыганского) театра.

Шестнадцатого ноября на совещании Театрального отдела определилась организационная группа. Ей было поручено создать Студию цыганского театра. В группу вошли: М. И. Гольдблат, С. М. Бугачевский, Г. П. Лебедев, И. Д. Файль, от редакции – А. В. Германо и я. Почетным членом был избран Вс. Э. Мейерхольд.
Художественным руководителем Студии был назначен М. И. Гольдблат, музыкальным руководителем – С. М. Бугачевский, завлитчастью – я, директором – Г. П. Лебедев, заместителем – И. Д. Файль.
А. В. Германо было поручено написать для театра пьесу на цыганскую тематику.
Двадцатого декабря 1930 года в «Вечерней Москве» появилось объявление о том, что в Москве открывается Студия Индо-Ромэнского театра и что двадцать пятого декабря начнутся приемные испытания. Этим скромным объявлением было положено начало сложной, многолетней жизни Московского цыганского театра «Ромэн».

…Итак, двадцать пятого декабря для организаторов наступил самый волнующий и тревожный день. День, когда в небольшой полутемной комнате на площади Маяковского, в бывшем помещении Театра сатиры, должны были собраться те, кто будет актерами первой студии первого в мире цыганского театра.
Когда приемная комиссия вошла в комнату, она была полна лежащими, полулежащими, сидящими на полу подростками-цыганами. Кто в чем!.. Кто утопал в отцовских пиджаках, куртках. Кто в испытанных непогодой материнских шалях, кто в цветастых платках, надвинутых почти на нос. Все смуглые, глазастые, кудлатые. С недоверием, интересом и любопытством они смотрели на нас. Никто, конечно, не догадался встать. Как лежали, как сидели на полу – так и остались. Только – замерли.
К нашей великой радости, они оказались пришельцами из таборов и теми, кто был еще недавно связан с табором. Ансамблевой молодежи в первый день приема не было. Из числа пришедших был отобран двадцать один человек.
Через два-три дня пришли на просмотр и артисты ансамблей: Ляля Черная, Марина Черкасова, Нина Красавина, Мария Васильевна Скворцова, Валериан Поляков… Из советских учреждений – Сантина Андреева, Иван Хрусталев. Все они связали свою жизнь с театром, стали основным ядром творческого коллектива. Их имена создали славу театру…