Почитай отца твоего и мать… — 25.10.2009
Дорогие, во Христе возлюбленные братья и сестры! По промыслу Божию, в мою духовную библиотеку попала книга «Беседы на Евангелие от Марка» святителя Василия, исповедника, епископа Кинешемского.
Прочитав ее, я получил настоящее удовольствие, и она натолкнула меня на размышления. И слава Богу, что у нас есть свой, цыганский, журнал, в котором можно высказать свое мироощущение.
О чем бы хотелось поразмышлять — это отношение детей к родителям. К глубокому сожалению, в некоторых семьях дети не знают, как открываются двери храма. Не знают Святое Писание, жития и изречения святых отцов. А ведь если не изменить эту ситуацию, не измениться нам самим, то вряд ли можно ожидать хорошего будущего. Посмотрим правде в глаза: наших детей воспитывает дискотека, они зачастую ведут ночной образ жизни. А сколько происходит конфликтов на национальной почве! И взрослые, случается, поддерживают своих детей… За наших детей мы дадим ответ перед Богом. Часто семейные неприятности происходят из-за того, что мы Бога не знаем. Но двери храмов открыты, и при них есть воскресные школы, где ждут не только детей, но и родителей. Действуют семинарии, открыты церковные лавки. У Бога все возможно, надо только захотеть. Надеюсь, что в ближайшем будущем будут открыты цыганские воскресные школы, храмы, семинарии. В общем, все для спасения души. Говорят, хорошо оснащенную крепость врагу не одолеть. Добавим: еще и если ее обитатели не начнут воевать между собой. Только дружеская, братская любовь, изучение Святого Писания, посещение храмов могут спасти нас.
О святителе Василии, епископе Кинешемском

Его мирское имя – Вениамин Сергеевич Преображенский. Родился в 1876 году в Кинешме (ныне – Ивановская область) в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию, получил назначение в Воронежскую духовную семинарию. В совершенстве владел многими языками. Познания в английском укрепил во время двухлетнего пребывания в Лондоне. Затем преподавал в Миргородской мужской гимназии, после чего переехал в Москву, где работал также в гимназии. После одного случая — перед лицом неминуемой погибели Вениамин, поклявшись служить церкви, получил чудесное спасение — вернулся в Кинешму и стал простым псаломщиком. Начав проповедовать, завоевал уважение горожан.
Служение Господу Вениамин Преображенский, несмотря на запреты новой власти, продолжал и после революции. В 1920 году был рукоположен в сан священника, а вскоре принял монашеский постриг с именем Василий – в память о святителе Василии Великом; в 1921 году вступил на высшую ступень священства, получив сан епископа Кинешемского.
Дальнейшая его жизнь стала непрерывной чередой арестов, тюрем, ссылок, переселений. На поселении в глухой сибирской деревушке закончилось мученическое земное странствие владыки Василия. Это случилось 13 августа 1945 года…
В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитание епископа Кинешемского Василия в лике местночтимых святых Ивановской епархии.
«Беседы на Евангелие от Марка» — главное из произведений святителя Василия Кинешемского.
Отрывок из книги Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»
Отношения детей к родителям — это больной вопрос нашей современности. Кажется, никогда еще пятая заповедь Десятословия не была в таком пренебрежении и никогда еще родители не страдали так от детей, как в настоящее время. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле… (Исх. XX, 12), — так заповедал Господь через Моисея. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. III, 20), — свидетельствует апостол Павел в послании к Колоссянам и в послании к Ефесянам подтверждает с новой силой: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф. VI, 1-3). Премудрый сын Сирахов говорит: Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствоватъ, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека - от чести отца его, и позор детям - мать в бесславии. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир. III, 1-16). Так ясно и решительно засвидетельствована в слове Божием обязанность сыновнего почтения к родителям, и обязанность эта остается все тою же от древних времен и до настоящих пор.
Господь подтверждал эту заповедь, Сам свято исполнял ее в жизни. Припомним, что первое чудо в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино, совершено было Им по просьбе Его Пречистой Матери. О детских годах Спасителя мы мало имеем сведений, но святой Лука тем не менее сохранил одно характерное и ценное замечание, что Он был послушным ребенком и был в повиновении у родителей Своих (Лк. II, 51). В минуты последней агонии, вися на Кресте, когда призрак смерти витал над Его главою, заметив Свою плачущую Мать у подножия креста, Он с любовию остановил на Ней взор Свой. Увидев же и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. XIX, 26-27). В последнюю минуту жизни, забывая о собственных невыносимых страданиях, Он проявляет таким образом сыновнюю нежную заботу о будущем Своей Матери, поручая ее попечениям Своего ученика…
Семейные отношения древних патриархов сплошь проникнуты этим духом сыновней почтительности и покорности, и библейская история дает много трогательных примеров глубокой любви к родителям…