Христос Воскресе! Тэ авэн бахталэ! Ромалэ! — 25.03.2007
«Придя же в страны Кессарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих, за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого. Они сказали: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: А Вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Сущий на небесах» (Евнгл. МФ 16:13-17).
Дорогие, Братья и Сестры, с этих евангельских слов хочу обратиться к вам с великой радостью.
В чем же радость, спросите вы? Среди всех трудностей жизни нашей, среди всех бурь в нашем плавании по морю житейскому, скорби, болезни, много мы видим того, на что очи нашего сердца не хотят смотреть. Но все-таки есть часы нашей жизни, когда нужды человеческие рассеиваются в одну из зимних ночей. Все вокруг замирает, воздух как будто становится свежее, прозрачнее, звезды ярче, особенно одна из звезд. Вы догадываетесь, о чем идет речь? С детского возраста мы все любим этот праздник. Он приносим всем радость в дом. В этот день печали наши уходят куда-то, и на душе воцаряется радость и умиление. К нам в дом приходит Господь. Рождество Бога младенца, родившегося под Вифлеемской звездой в вертепе в яслях. Давайте вспомним, как это все произошло 2007 лет назад.
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, — родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535-м, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII — Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII — святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX — преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.
Что еще хотелось бы еще сказать? Человек, семья, наконец общество, что же нас объединяет? Что заставляет болеть душой за ближнего своего, умиляет наше сердце и поныне и до скончания века? Это — Бого-младенец, Христос, который пришел, чтобы спасти мир. Пришел тихо и так, казалось бы, незаметно. Возрос, достигши 33 лет, и взошел на проповедь, крестившись от Иоанна Предтечи, и Дух Святой сошел на него, и голос с неба был услышан всеми: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение» (МФ 3:13-17).
И взойдя на проповедь, чтобы помочь нам с вами жить в этом непростом мире скорбей, взойдя на Голгофу, на крест, пострадал, взяв все грехи мира на Себя. Умер на Кресте, но Воскрес в третий день.
Начав разговор с вами, мы вспомнили евангельское повествование и слова Спасителя Иисуса Христа, Его вопрос, который звучит и сейчас актуальным: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Что же мы можем ответить на такой вопрос? За кого мы почитаем Иисуса Христа? Веруем ли мы искренне, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго? И что значат для нас эти слова?
Можем ли ответить так же искренне, так же прямо, как Святой апостол Петр? Как все ученики Христовы, как мы знаем, их было двенадцать, все его последователи, такие, как апостол Петр, апостол Андрей, по одному из преданий, пророчивший о крещении Руси, а также апостол Фома, который, по благословению Божию, дошел со своей проповедью до берегов индийского океана?
Дорогой читатель, мы познакомим вас с одним из учеников Христа. Это апостол Фома. Многие знают, что он своей рукою дотронулся до Воскресшего Спасителя, вложив свои персты в Спасшего нас Христа, по Его Божественному повелению.
«Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в доме, и Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом, при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: «Мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; И не будь неверующим, но верующим». Тогда апостол Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой!»
Иисус Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали» (Закон Божий. Прот. Серафим Слободской. Евнгл ИН 20:26-29).
Вот как послужил Святой апостол Фома, но мало кто знает, что апостол после пятидесятницы предпринял одно из трудных путешествий со своей проповедью. Он действительно дошел до Индии. Здесь можно представить, что именно апостол Фома послужил благовестником слова Христова и для многочисленной нации, жившей в Индии. Такой нацией были цыгане. Здесь мы представим Житие св. Фомы.
Индийский Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно искуснее, послал купца своего Авана в Палестину, чтобы он поискал там такого искусного строителя, который был бы опытен в постройках и мог бы построить такие же палаты, какие были у римских императоров. С сим самым Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны. Когда Аван искал искусных архитекторов в Панеаде, Фома встретился с ним и выдал себя за человека опытного в строительном искусстве.
Аван, наняв его, вошел с ним в корабль, и они отправились в путь, пользуясь благоприятным ветром. Прибывши к индийскому царю Гундафору, они предстали перед ним, и Аван сказал: «Вот, государь, я привез к тебе из Палестины искусного строителя, чтобы он мог устроить палаты, какие угодно твоему величеству». Царь обрадовался, показал Фоме то место, где он хотел строить палаты, и, определив размеры их, дал ему большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну.
Фома, получив золото, стал раздавать его нуждающимся — нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповедании Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их.
По прошествии двух лет царь послал к апостолу узнать: скоро ли окончится постройка палат? Апостол ответил посланным, что остается только положить крышу. Царь обрадовался, ибо полагал, что Фома действительно строит ему на земле дворец, и послал ему еще много золота, повелевая поскорее соорудить для палат великолепную крышу. Фома, получив еще золото, возвел очи и руки к небу, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасение людей!»
И снова он раздал присланное царем золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие. По прошествии некоторого времени царь узнал, что Фома даже еще и не начинал приводить в исполнение его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель и не думает о постройке, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить апостола. Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его: «Выстроил ли ты палаты?» Фома отвечал: «Построил, и притом великолепные и прекрасные». Тогда царь сказал: «Пойдем же и посмотрим твой дворец». Апостол отвечал: «В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно».
Царь, думая, что он смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить его в темницу вместе с привезшим его купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни: царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь их на костре.
Когда они сидели в темнице, Аван стал упрекать апостола: «Ты, — говорил он, — обманул и меня, и царя, назвавшись искуснейшим строителем. И вот теперь ты истратил без пользы и царское золото, и жизнь мою погубил. Из-за тебя я страдаю и должен умереть лютою смертью: царь жесток и умертвит нас обоих». Апостол же, утешая его, говорил: «Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в царстве небесном».
В ту же самую ночь царский брат заболел и послал сказать царю: « Из-за твоей скорби и я также стал тосковать и от сей тоски впал в болезнь, от которой теперь умираю». Немедленно вслед за сим брат царя действительно умер. Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в новую скорбь и неутешно рыдал о смерти своего брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и, обходя тамошние селения, показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты, между коими одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно. И спросил ангел душу: «В какой из всех палат тебе более угодно жить?»
Она же, взирая на ту прекраснейшую палату, сказала: «Если бы мне было позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то мне ничего бы больше не было нужно». Ангел сказал ей: «Ты не можешь жить в сей палате, ибо она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришлец Фома». И сказала душа: « Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату, ибо он еще не знает красоты ее — и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда».
Тогда ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил и, как бы пробудившись от сна, спрашивал окружавших его о брате, и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, весьма обрадовался и поспешил к нему, и, увидав его живым, сделался еще радостнее. Воскресший же начал говорить ему: «Я уверен, царь, что ты любишь меня, как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего». Царь отвечал: «Да, это совершенная правда». «Если ты так любишь меня, — сказал на это брат царя, — то прошу у тебя одного дара — не откажи мне в нем». Царь отвечал: «Все, чем я владею в государстве моем — все даю тебе, любимому моему брату», — и клятвою подтвердил свое обещание. Тогда воскресший брат сказал: «Дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство».
Царь, услышав такие слова, пришел в смущение и молчал, как бы потеряв способность говорить. Потом он сказал: «Откуда у меня на небесах может быть палата?» «Воистину, — отвечал брат царя, — на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видал во всей поднебесной. Ее построил тебе Фома, которого ты держишь в темнице; я видел ее и дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хотя в одном углу ее, но это мне не было дозволено; ибо водивший меня ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, потому что это палата брата твоего, которую построил известный тебе Фома. Я просил ангела, чтобы он отпустил меня к тебе, чтобы купить у тебя ту палату. Итак, если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми вместо нее все мое имение». Тогда царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах. И сказал он воскресшему брату: «Возлюбленный брат! Я клялся не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе».
Сказав сие, царь тотчас послал в темницу слуг, чтобы вывести оттуда святого Фому вместе с приведшим его купцом Аваном. Когда они явились к царю, сей последний поспешил на встречу к апостолу и пал ему в ноги, прося у него прощения за свой грех против него, содеянный им по неведению. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа, — и они, умиляясь душою, принимали с любовию слова его.
Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах.
Восприятие обществом нации цыган явно не однозначно. Но в этой рубрике мне хочется отметить все те самые лучшие качества этого народа. К сожалению, очень мало известно об истории нации, но традиции остаются неизменными. Традиции и устои есть фундамент, на котором выжил цыганский народ. Мне думается, все это было выстрадано многими скорбями жизни.
Цыгане из уст в уста передавали то, что было дано им. Многие приходят к мнению о том, что когда-то цыгане жили в Индии. Например, об этом говорилось на одной из пресс-конференций, проходившей в Индии в то время, когда по многим городам этой страны гастролировал музыкально-драматический театр «Ромэн».
В одном из выступлений на пресс-конференции художественного руководителя театра Николая Алексеевича Сличенко были озвучены данные о численности цыган, живущих до сих пор в этой красивой стране. Индийская сторона не оспорила этот факт, а наоборот, привела более точные и обширные данные о проживающих на ее территории цыганах.
Как и когда началось кочевье цыган? На этот вопрос не сможет ответить никто. Но в то далекое время началось зарождение совершенно новой нации, пребывающей в дороге, под бескрайним небом, двигающейся на восток. Вот такая была воля Божия над сынами, сынами Адама. Несмотря на все трудности, народ не исчез в веках. И в этом просматривается воля Творца! Как удалось пережить такое кочевье?.. Народ иудейский кочевал сорок лет по пустыне, питаясь манной небесной. Это можно увидеть из Библейского повествования. Впоследствии народ иудейский находит Землю Обетованную. Из этого народа вышли спасающие весь род людской Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, Святые Апостолы. Наконец им явился ожидаемый ими Мессия, Богочеловек!
У каждого народа есть свое предназначение. А также перед каждым народом стоит выбор, на кого возложить свое упование, кому вознести свои прошения в трудности нашей жизни. Здесь можно вспомнить евангельский эпизод о блудном сыне. Отец отпускает одного из своих сыновей, отдав ему часть своего имения. Сын расточает его в грехе. Но, возвращаясь, отец с любовию, принимает его, одаривая его своими милостями. Здесь можно провести параллели. Где же цыганский народ находит свои земли обетования? Бескрайние просторы, широкие степи великой страны - России, которая как любящая мать приняла множество народов и одарила их своей милостию. Здесь мы, цыгане, восприняли традиции жизни, уклад русского народа. Но мне думается, основой стала вера, которой была пропитана земля русская. Веру православную впитал в себя цыганский народ со всей своей чувственностью, большим, присущим ему любящим сердцем. Спаситель, Пресвятая Богородица, Св. Николай стали их покровителями в странствиях. Итак, Россия стала родиной моей нации. Здесь многие получили свою Землю Обетованную. Много личностей родилось на этой земле и, послуживши людям в вере в Бога, дали продолжение нации.
С XVI века по сегодняшний день нам известно о пребывании цыган в России.
XIX век – эпоха А. Пушкина, Л. Толстого… Эпоха культуры цыганского романса. Пушкин ярко описывает в своей поэме «Цыганы» красоту цыганского народа, чувственного, яркого, красивого и свободолюбивого. Великий поэт любил гостить у цыган, слушать их пение. Может, Александр Сергеевич искал там свою Музу?..
Давайте вспомним о традициях цыган, таких, как гостеприимство – странноприимничество. Сами будучи странниками, пришедшего к ним цыгане всегда угощали, давали тепло своего очага. Эта традиция продолжается и по сей день. Вспоминается библейский персонаж Авраам, который принял у себя в гостях у Маврийского дуба Пресвятую Троицу. Сара, жена его, готовила угощение, а он внимал сердцем и душою своему «Великому Гостю».
Основой для создания брака была церковная традиция сватать жениха к невесте. Эта традиция русской земли была также и цыганской. Молодые являли собой образ родительского послушания. Все это и многое другое соблюдается и по сей день.
ХХ век. Сколько бурь житейских, сколько переворотов и противоречий принес он в дома многих народов России… Много пришлось пережить и цыганам. Но и здесь мы будем говорить о силе духа и о целеустремленности к выживанию.
1933-й год. Только недавно родился цыганский театр «Ромэн». В военное время театр много гастролировал на линии фронта и поднимал боевой дух солдат, подчас актеры рисковали жизнью.
Вспоминается один из рассказов моей бабушки Евдокии Андреевны Пышкиной. Во время одного из кочевьев театра по фронтам артистам пришлось переправляться по морю на медицинском корабле, который однажды был подвергнут бомбардировке. Только чудом их кораблю удалось спастись… Бабушка это чудо объясняла соборной молитвой ко Господу, который не замедлил явить свою помощь, как когда-то он явил ее своими ученикам, плывшим в лодке и терпевшим бурю на водах…
Также хочется вспомнить рассказы моего дедушки Сергея Сергеевича Золотарева, который знал все трудности той жизни не понаслышке. С 1941 по 1945 год он находился на фронте. Дошел до Берлина, был многочисленно ранен, и ноги его были обожжены. Его отвага, самоотверженность, воинские качества были отмечены многими наградами. Но одна из этих наград имеет особую ценность. В одном из наступлений был подбит наш танк, где находилось знамя полка, и мой дедушка не задумываясь бросился в горящий танк для того, чтобы спасти от огня однополчан и вынести знамя своего полка.
Поныне не устает цыганский народ рождать талантливых и одаренных людей. Здесь хотелось бы привести следующий пример из повествования ап. Павла (см. Кол. 3:11), где апостол говорит, что нет перед Богом национальностей. Все мы есть творения Божии. Не умаляя достоинства других народов, я хочу признаться, что искренне люблю цыган.
«Но Господь сказал Самуилу: Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (Рим. 12:1-21; Притч. 25: 21-22). Вот так можно увидеть в каждом народе горение веры, желание творить добро и приносить в этот мир добрые плоды! Сегодняшнее общество цыган ярко дает нам образы такого добротолюбия.
В 2005 году А.Н. Бариев, президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, был награжден орденом «Меценат России» за немалый вклад в благоустроение жизни российских цыган, поддержку детских домов, спортивных секций и просто оказание помощи нуждающимся людям. Награждение проходило в Храме Христа Спасителя. И.Н. Бариев, вице-президент Международного союза цыган, также отдает много сил для служения ближним. За бескорыстную помощь его благодарил детский дом №69. Он помог многим людям, приходившим к нему с просьбами о поддержке. Так, были выделены средства на операцию цыганской девочке, проживающей в Тульской области, средства на ремонт православных храмов Московской, Екатеринбургской и других епархий. В.М. Казибеев создал фонд «Добро», который ведет плодотворную работу на благо нуждающихся.
Все это может показаться неким модным веянием нашей действительности, однако это далеко не так. Зная этих людей лично, я свидетельствую об их искреннем движении в вере в Господа и любви к ближним.
Желаем всем здравия, спасения, великой радости от ощущения присутствия и помощи Господа Иисуса Христа, побед духовных. Многие и благие вам лета!