Бесценный дар человеку – разум и воля — 15.09.2007
Отличительная особенность ислама, в частности, — строгое единобожие. Населив земной мир, Господь решил поставить над ним наместника. Устрашившись огромной ответственности, от предложения Создателя отказались небеса, земля и горы.
Согласие же отвечать за судьбы Мироздания дал человек. Всевышний по достоинству оценил это решение и, желая облегчить вылепленному Им из «сухой звонкой глины» человеку его миссию, наделил его бесценным даром – разумом и волей. В отличие от других тварей, человек обрел право – решать, верить ему в установления Всевышнего или нет: «Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет – может отказаться». Наградой человеку за стойкость в вере станет то, что по завершении земного бытия он будет определен в Рай.
Будучи свободной личностью, человек, тем не менее, остался частью Творения. Ведь все, что человека окружает, — все это достояние Бога. Даже собственное тело и жизнь не принадлежат человеку, ведь он не причастен к их появлению. Но, поскольку в момент его рождения ему было оказано Творцом величайшее доверие и человек удостоился чести стать своего рода биологической оболочкой для «дуновения» Самого Бога, жизнь его приобрела священный статус.
Будучи частью Божественного Мироздания, множество индивидуальностей, составляющих человечество, должны управлять наряду с внешним материальным миром еще и самими собой, неся в полной мере ответственность за совершенные ошибки.
Выполнение наместнической миссии подразумевает следование духовным основаниям. Но, будучи частью Творения и являясь поэтому материальным существом, человек должен удовлетворять потребности своего тела. На эти цели Бог разрешил расходовать любые (за исключением заведомо вредных) материальные ресурсы Творения. Все для человека, все для его блага, его религии и жизни, для того, что способствует сохранению его интеллекта, нравственности, чести, имущества и человеческой природы. Но главное: потребление даровано Создателем не как самоцель, а как то, без чего невозможна духовная жизнь и практическая реализация ее плодов.
Чтобы система человека оставалась в точке «золотой середины», должны строго соблюдаться Божественные заповеди. Тем «органом», что призван удерживать человеческую систему в равновесии, является разум индивида. Отсюда несложно понять, почему осуждаются любые действия, вызывающие помутнение рассудка, лишение человека душевного спокойствия, все, что распаляет страсти, наркотическое и эмоциональное опьянение. Разум человека должен быть постоянно начеку, не давая духовному оку смежиться. Ради поддержания необходимых для этого бодрости духа и ясности мысли мусульманину необходимо совершать «зарядку для души», регулярно мысленно восходя к Богу с молитвой.
Ислам весьма щепетилен в вопросах о способах приумножения благосостояния индивида. Поощряются те доходы, от которых выигрывает общество в целом и которые не оборачиваются убытком для кого бы то ни было. Ростовщичество, лотерейный бизнес, пари, азартные игры, воровство, принуждение к заключению сделок, лживая реклама, мошенничество, взяточничество, обман, а также все, способствующее им, резко осуждаются.
В связи с тем, что главным в человеке является духовное, исламом в первую очередь приветствуется развитие способностей, которыми Бог наградил Своего избранника. Погубить свой талант, зарыть его в землю – все равно что убить себя. Человек со всеми его творческими задатками и врожденными идеями, способностью к богообщению, рациональному труду и воспроизводству популяции – вот главный ресурс Творения.
Человек не может состояться как полноценная личность вне социальной среды. Однако положение вещей таково, что благоприятные условия для самореализации одного оказываются возможны лишь за счет ущемления прав другого. Каков же выход? Исламская антропология дает недвусмысленный ответ. Приобретший блага должен, твердо памятуя об их истинном Подателе, облегчить другому восшествие на стезю Света, помочь встать на ноги и окрепнуть «вдохновленному» в этом человеке «гению». Дар должен быть поставлен «на службу делу Создателя».