Обычаи, связанные с воспитанием детей — 15.09.2007

Многие исследователи цыганской жизни считали, что кочевые цыгане не уделяли никакого внимания целенаправленному воспитанию детей, и их внешний вид родителей не заботил.

Вот, например, какое описание мы встречаем в литературе: во время холодной зимы нагой цыганёнок жаловался, что ему холодно. «На, дитятко, — отвечала ему мать, — верёвку, опояшься ею, тебе будет теплее».

Более правдоподобно другое описание — тоже из русского журнала, но увидевшее свет тридцатью годами позже. Рассказывая о венгерских цыганах, автор подчёркивает, что родители снимают с себя последнее, чтобы дети могли выжить на снегу. «…Цыган умеет переносить голод и потому довольствуется малым, — начинает он, — тяжко им только зимою, когда настаёт неумолимое холодное время. Свою одежду, лохмотья и куски меха, взрослые охотно отдают голым детям, чтобы хоть сколько-нибудь защитить их, и тогда сами сильно терпят от зимних морозов».

И хотя многие цыгане были настолько бедны, что не могли обеспечить своё потомство материально, их дети не были обделены добрым словом и участием.

При кочевом образе жизни у отца с матерью не было другого выхода, как приучать детей к дождю, ветру, жаре и холодам. С самого раннего возраста они имели закалку, позволяющую терпеть зимнюю стужу. И с этой точки зрения цыгане были совершенно правы. Их потомство было крепким и жизнеспособным.

С переходом к оседлости, с появлением материального достатка изменились и родительские установки. Стоило цыганам обзавестись собственными домами, как они без сожаления отказались от обычаев предков. Теперь дети всегда одеты по погоде и закалены не больше, чем их сверстники других национальностей.

Со стороны могло показаться, что маленьким цыганам вообще всё позволено. Дети с утра до вечера носились, шумели. Для табора это был постоянный звуковой фон. Но, начиная с шестилетнего возраста, девочек уже учили вести хозяйство. Часто они ходили с матерью на заработки. Им внушалось уважение к мужчине — отцу, братьям. Мальчики тоже приучались к труду: они чистили песком вылуженные котлы или раздували меха в кузнице.

Таким образом, несмотря на кажущееся отсутствие воспитания, оно исподволь шло. Вследствие этого вырастали люди гостеприимные, почитающие старость, имеющие чувство ответственности за семью. Происходило это потому, что предоставленные самим себе дети впитывали, как губка, этические нормы табора. Обрядность, праздники, повседневные дела — всё происходило у них на  глазах. Уважение к авторитету старших уже к семи-восьми годам было огромным.

В кочевом таборе значительную роль играла устная традиция. Многое из того, что делалось, сопровождалось пословицами и поговорками. Опыт и этику народа, отлившиеся в чеканную форму, дети воспринимали, как говорится, с молоком матери.

Сами собой развивались способности к танцам и музыкальный слух. Поводов для праздников в таборе всегда было много — свадьбы, крестины, Рождество, Пасха, Троица. В каждом таборе был пожилой человек, знающий немало сказок, баллад, легенд, историй из цыганской жизни. Вокруг него всегда собиралось много детей. Так, при отсутствии школы, подрастающее поколение расширяло свой кругозор, узнавало о своём прошлом.

Надежда Деметер,
доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Праздники, обычаи, традиции

Обычаи, связанные с рождением детей — 15.09.2007

Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.Далее

Жених и невеста разрезают свадебный торт

Свадебные обычаи и обряды — 15.09.2007

Обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.Далее

Обряды российских цыган: сватовство и свадьба — 15.03.2007

Как и у всех древних народов, у цыган с давних времен сформировались собственные народные обрядово-культовые традиции священнодействия и клановые обычаи, присущие как отдельным родовым формированиям, поселениям, так и целым отдельным этно-лингвистическим группам цыган.Далее