Юл Бриннер и Алеша Димитриевич. «Эти песни не заучиваются — они выплескиваются из сердца» — 21.03.2009
Два знаменитых имени: Алеша Димитриевич и Юл Бриннер. Два великих артиста с российскими корнями и трудной эмигрантской судьбой, забрасывавшей их в разные концы света, от китайского Харбина до Европы.
На одном отрезке жизненном пути они встретились. И почувствовали редкостное родство душ. Их творческий тандем оказался очень плодотворным…
Юл Бриннер

Родился Юлий Борисович Бринер (вторая «н» к фамилии была добавлена позже) 11 июля 1920 года во Владивостоке. Его дед, Жюль Бринер, был выходцем из Швейцарии, в 16 лет бежавшим из дома в поисках приключений. Первой семьей он обзавелся в Японии, второй – уже в России, во Владивостоке. В семье Жюля родилось шестеро детей. Один из сыновей, Борис, будучи студентом Санкт-Петербургского университета, познакомился с дочерью владивостокского врача Марией Благовидовой. Они поженились, а через несколько лет у них родился сын, названный в честь деда Юлием.
В 20-х годах Мария с детьми, Юлом и Верой, перебрались в Китай – подальше от революционных бурь. С мужем они к тому времени развелись, и тот с новой женой жил здесь же – в китайском Харбине.
В 1934 году семья Бриннеров переехала в Париж. Юл поступил учиться в лицей. С приближением войны Бриннеры решили уехать из Европы. Сестра уехала в Нью-Йорк, а Юл с матерью – в Харбин. Здесь он познакомился с женой отца, актрисой Екатериной Корнаковой, она много рассказывала ему о Московском Художественном театре, о системе Станиславского.
В 1941 году Юл вывез мать, у которой обнаружили лейкемию, для лечения в США. Здесь он стал брать уроки актерского мастерства у Михаила Чехова. И в этом же году в небольшой роли впервые вышел на сцену.
Творческий путь Юл Бриннер начал с исполнения романсов и песен. Значительную часть репертуара составляли цыганские романсы. В 1945 году Юла пригласили на главную роль в мюзикле «Песня лютни» в бродвейский театр «Плимут». Потом были гастроли в Америке, в Англии. В 1948 году Юл и его жена Вирджиния стали хозяевами первого в истории телевизионного ток-шоу «Мистер и Миссис».

В 1951 году Юл сыграл роль короля Сиама в бродвейском мюзикле «Король и я». Грандиозный успех, с которым шел мюзикл, повторил фильм по тому же сценарию, снятый в 1956 году. Главную роль в нем также исполнил Юл Бриннер. За эту работу он получил премию «Оскар».
В списке его киноролей – фараон в фильме «10 заповедей», Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых», ряд других ярких работ. Но настоящий успех Юлу Бриннеру принес фильм «Великолепная семерка». Пожалуй, благодаря именно этому фильму Юл получил настоящую всемирную известность.
В 70-х годах Юл возродил старый спектакль «Король и я». До июня 1985 года состоялось 4633 показа спектакля. Выступления прервались только тогда, когда Бриннер уже не мог из-за тяжелой болезни выходить на сцену. Умер он 10 октября 1985 года. Во Владивостоке, на доме, где родился Юл Бриннер, не так давно появилась мемориальная доска. Открыл ее сын актера, самого известного россиянина Голливуда, — Рок Бриннер.
Алеша Димитриевич
Алексей Димитриевич родился в 1913 году в семье кочевых цыган-музыкантов. Он был четвертым ребенком в семье, у него было три брата и две сестры. Со старшей сестрой Валей Алеша впоследствии много пел и записывался. Труппа, собранная отцом, Иваном Димитриевичем, гастролировала по России. Рассказывают, что поклонником хора был сам «святой старец» Григорий Распутин.
В конце Гражданской войны семья вместе с отступающими частями адмирала Колчака переехала из Владивостока в Китай, в город Харбин. Потом были Гонконг, Ява, Суматра, Цейлон, Индия и еще много стран. В середине 20-х годов семья Димитриевичей переехала в Испанию, потом – во Францию. Отец семейства открыл в Париже русский ресторан-кабаре «Золотая рыбка». Алеша начал выступать как танцор и акробат, уже тогда проявив незаурядные способности.

В 1940 году Димитриевичи уехали в Южную Америку. Семейный ансамбль выступал в театрах Бразилии, Аргентины, Боливии, Парагвая. Отделившись от семьи, Алеша менял профессии, путешествовал. Танцевал в кабаре «Табарис» в Буэнос-Айресе. В 1961 году, когда ему было уже около пятидесяти лет, приехал в Париж, к сестре Вале. И… начал профессионально петь. Да так талантливо, что выходившие в последующие годы одна за другой пластинки с записями песен и романсов в исполнении Алеши Димитриевича расходились с большим успехом. Романсам на стихи Апухтина и Есенина, шлягерам двадцатых годов, песням об эмигрантской судьбе Алеша придавал неповторимые «цыганские» интонации. Димитриевич пел в парижских ресторанах «Царевич» и «Распутин», на частных вечерах. В числе его друзей и поклонников были знаменитые люди. Французская актриса Марина Влади (кстати, родственница Димитриевичей – сестра Алеши Валя была замужем за русским певцом Володей Поляковым, к семье которых принадлежит Марина) в книге «Владимир, или Прерванный полет» так описывает встречу Алеши с Владимиром Высоцким:
«На улице, где находится театр «Эберто», стоит небольшое светлое здание. Здесь за фасадом прячутся ночной ресторан и небольшая гостиница. На втором этаже уже много лет живет человек, который относится ко мне как к дочери, — русский цыганский барон в Париже Алеша Димитриевич. Этот титул он, возможно, присвоил себе сам, но величавость и царственная манера держаться у него соответствующие. И потом, он как никто умел заставить рыдать свою гитару, голос его, кажется, прорывается из самой глубины человеческого страдания и неизменно очаровывает ночных красавиц. После бесконечных праздников, которые мы устраиваем все эти месяцы, пока играем в «Трех сестрах», все друзья Поляковых проводят ночь у Жана Пиона — владельца ресторана, которого мы с нежностью называем нашей пятой сестрой. Алеша влюбился в атмосферу этого дома, поселился здесь в маленькой комнатке на втором этаже.
Однажды мы приходим сюда днем. Дверь долго не открывают, потому что это необычное время для ночных завсегдатаев. Через несколько минут все же щелкает замок, и дверь открывается. Хрупкая фигурка отходит в тень и исчезает. Подруга Алеши — молодая светловолосая и бледная француженка, и говорит приглушенным голосом: «Подождите, он сейчас спустится».
Алеша спускается, отрывистый кашель предваряет его появление. В темноте кабака лишь солнечный луч просачивается с улицы. Ты стоишь в профиль ко мне, я вижу твои прозрачные глаза, слышу, как ты дышишь. Ты сгораешь от нетерпения. Ты уже давно слушаешь его пластинку, которую я привезла в Москву. Ты знаешь все связанные с ним истории и анекдоты. Глядя в упор друг на друга, вы беретесь за гитары — как ковбои в вестернах вынимают пистолеты — и, не сговариваясь, чудом настроенные на одну ноту, начинаете звуковую дуэль.
Утонув в большом мягком кресле, я наблюдаю за столкновением двух традиций. Голоса накладываются: один начинает куплет, второй подхватывает, меняя ритм. Один поет знакомый романс, с детства знакомы слова — это «цыганочка». Другой продолжает, выкрикивает слова новые, никем не слышанные:
…Я — по полю вдоль реки!
Света — тьма, нет Бога!
А в чистом поле — васильки
И дальняя дорога…»
В 1984 году Алеша совершил турне по Соединенным Штатам Америки. Выступал в 12 городах. Дал несколько концертов в русских ресторанах Нью-Йорка. И повсюду его сопровождал успех у слушателей, многие из которых знали его еще со времен эмиграции первой волны. По инициативе художника Михаила Шемякина в середине 80-х годов Алеша Димитриевич записал пластинку «Белый альбом» («Табак»).
Умер Алеша Димитриевич 21 января 1986 года. На похоронах, которые проходили на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Алешины друзья-музыканты играли его песни…
Творческий тандем

Знакомство двух выдающихся людей, Алеши Димитриевича и Юла Бриннера, состоялось в Париже в 30-х годах. Дружба их оказалась настолько крепкой, что молва приписала им кровное родство. Тем более что Юл, как рассказывает его сын, фактически рос в семье Димитриевичей. На самом деле их связывало, пожалуй, куда более прочное родство – родство душ. Характеры были сходные – обоих отличали тяга к приключениям, авантюрам, экспансивность, эмоциональность. И, конечно, неуемная страсть к творчеству. Кажется, их свели сами небеса – эта дружба, несомненно, помогла раскрыться мощному таланту Юла. Когда началось их знакомство, Алеша был известен только как танцор. А кульминацией их творческого сотрудничества стал записанный в 1967-м в Париже совместный музыкальный альбом «The gypsy and I».
Густой баритон Юла и мягкий тенор Алеши – их дуэт в русском ресторане «Распутин» мог выступать до утра, и до утра посетители не расходились, требуя еще и еще их выступлений…
Певец, композитор и музыкант Костя Казанский, в 70-е эмигрировавший из Болгарии во Францию, в интервью «Независимой газете» сказал:
- В 30-х годах Димитриевичи очень помогли Юлу Бриннеру здесь, в Париже. Когда некуда было пойти, он шел к ним. Когда Юл Бриннер имел возможность записать пластинку в Вене, он пригласил своего друга, Алешу. Я очень люблю эту пластинку, и мне нравится, как Юл Бриннер поет — чуть-чуть монотонно, но в этом есть своя прелесть. Когда поет, он не относится к себе слишком всерьез. Но, как и Димитриевич, передает при этом что-то очень существенное. Я так не могу — это как язык масонских жестов. Те, кто работал с ними, это понимают.
Юл Бриннер называл своего друга Алешу Димитриевича «цыганским бароном музыки». «Эти песни не заучиваются — они выплескиваются из сердца» — так говорил об этой музыке Владимир Высоцкий…