Фредерик Белинский. Русская фамилия. Французское имя. Цыганская душа… — 14.10.2008
Он играл для короля Марокко Мухаммеда VI и Михаила Горбачева. Пьер Карден говорил о нем: «Когда он заиграл, на мои глаза навернулись слезы, так глубоко его струны коснулись моей души…».

Фредерик Белинский — прямой потомок русского литературного критика В. Г. Белинского. Уже несколько поколений Белинских живут во Франции. А еще у Фредерика – цыганские корни. Его дед – цыганский скрипач Стефан Бротескью. И одному Богу известно, от кого унаследовал Фредерик свою потрясающую энергетику – от «неистового Виссариона» или от деда-цыгана. Одно можно сказать точно: музыкальные таланты его – от деда. Вернее, от дедов: Стефан Бротескью передал внуку неуемный темперамент; другой дед, Валентин Белинский, пианист, ученик Сергея Рахманинова, — стремление облечь экспрессию в классически выверенные формы.
Имя учителя его деда, С. Рахманинова, носит во Франции Русская консерватория – первое музыкальное учебное заведение, которое окончил Фредерик. Потом была консерватория в Булони и, наконец, Национальная Парижская консерватория, которую он окончил с медалью.
Уже в 17 лет Фредерик начал работать в известных русских кабаре Парижа. Там он познакомился с цыганскими музыкантами, бывшими артистами театра «Ромэн». Эти встречи, по всей видимости, и предопределили дальнейший путь Фредерика Белинского.
Нужно отметить, что его, классического музыканта, чьи концерты из произведений И.-С. Баха, наверное, помнят и поныне, всегда увлекал джаз. Как он говорит, джаз – эта не та музыка, которую ты учишь, это музыка, которую ты чувствуешь, джазменами становятся по состоянию души. Цыганской вольнолюбивой души, добавим мы. При всей кажущейся разности цыганской и джазовой музыки, природа у них одна. Внутренняя свобода, стремление к импровизации, необходимость виртуозно владеть инструментом – это и про джаз, и про цыганскую музыку. Плюс умение в совершенстве играть на гитаре – истинно цыганском инструменте, плюс цыганские и русские корни – все это и дало миру Фредерика Белинского, продолжателя традиций Джанго Рейнхардта, великого бельгийского гитариста цыганского происхождения, принесшего «цыганский джаз» во Францию в 30-е годы.
Одно перечисление лучших сцен мира, где выступал Фредерик, престижных конкурсов, в которых он побеждал, альбомов, которые он записал, стран, где он гастролировал, заняло бы, неверное, целую страницу. В этом списке особое место занимает Россия, где Фредерик побывал уже несколько раз. С соотечественниками по линии великого предка-литератора общается на их родном языке: русский начал учить еще в юности. Фредерик выступал с концертами в Доме музыки на Красных Холмах – самой престижной столичной сцене, в джаз-клубах «Реставрация», «Синяя Птица». На мероприятии, организованном Федеральной национально-культурной автономией российских цыган, познакомился с известной певицей Валентиной Пономаревой, группой «Штар», артистами театра «Ромэн» Николаем Лекаревым и Моисеем Оглу, а также со Святославом Бэлза и Станиславом Говорухиным, по мнению Фредерика, истинными ценителями цыганской музыки. Эти встречи произвели на французского музыканта впечатление неизгладимое и дали новый импульс для творчества.
Недавний визит в Москву обогатил творческую биографию Фредерика Белинского таким знаменательным событием, как выступление в Оружейной палате Кремля. Также во время гастрольной поездки родился совместный проект: Фредерик Белинский и трио Даниила Крамера. В клубе Игоря Бутмана только что создавшийся ансамбль дал концерт, другого которого новейшая музыкальная история не знает. Два выдающихся джазмена, пианист Крамер и гитарист Белинский, два часа вели завораживающий диалог, основанный на блестящих импровизациях и глубоком понимании «собеседника». Никакие слова не передадут тех впечатлений, которые оставил этот концерт…
Фредерик русский, и это то и дело проявляется во время его концертов: джазовые аккорды сплетутся то в мелодию песни «Московские окна», то в совсем неожиданное «Пусть бегут неуклюже…» Но сам он считает себя скорее цыганским музыкантом. Цыганская музыка звучит в его композициях всегда. В прошлом году он участвовал в Международном фестивале цыганской культуры «Khamoro», в 2008 году, кстати, отметившем 10-летний юбилей. Цыганская музыка – его жизнь, его душа. Благодаря ей он вознесся на самые вершины музыкального Олимпа.