«Подруга семиструнная» — 15.09.2007
Рассказывая о хоровых цыганах прошлого столетия и начала нынешнего, не могу не упомянуть о «подруге семиструнной» — цыганской гитаре. Она была не только подругой, но и единственной и постоянной кормилицей хоровых цыган.
Когда я говорю о «цыганской гитаре», я имею в вид не какой-то особый вид музыкального инструмента – гитары, а исполнительскую сторону, особую, присущую гитаристам-цыганам манеру игры на ней.
Так же как и любой русский городской романс, любая русская песня в исполнении цыган становится цыганской, так и обыкновенная семиструнная, русская гитара становится «цыганской» в руках гитариста-цыгана.
Особая манера игры, темперамент, внезапно рождающаяся импровизация придают гитаре цыганский колорит. В руках цыгана она поет, плачет или радостно звенит.
Родословная гитары ведется с XIV – XV веков. Ее предшественницами были древние струнные, щипковые инструменты: кифара, лира, лютня, виуэла, виола… До того как принять современный вид, гитара претерпевала различные изменения. Были гитары-арфы, гитары-лиры, гитары с добавочным грифом. Итальянские, испанские, французские, немецкие, польские…
В России гитары появились во второй половине XVIII века. Завезли ее итальнцы- оперные певцы, оркестранты. Вначале гитары были четырехструнные, пятиструнные, позже появились шестиструнные.
Эти заграничные инструменты хотя и вызывали интерес к себе, но большого успеха не имели.
Русская семиструнная гитара появилась в начале XIX века. Считается, что создатель ее – Андрей Осипович Сихра. Это он добавил к шестиструнной гитаре седьмую струну и изменил ее строй.
Выработанный Сихрой новый гитарный, соль-мажорный строй соответствовал духу русской музыки, русской песни, и с конца XVIII до середины XIX века семиструнная гитара стала самым любимым народным инструментом в России. Под ее аккомпанемент пели князья, гусары, студенты, девицы из аристократических, мещанских и купеческих семей.
Появились школы игры на гитаре, появились и первые гитаристы-виртуозы: Аксенов, Высотский, Морков… Они давали концерты, исполняя русские песни с вариациями, арии из опер, переложения из классических музыкальных произведений.
Появились и первые русские гитарные мастера: Иван Андреевич Батов, Архузен, Посербский, Ерошкин…
Любимой гитарой хоровых цыган прошлого века была «краснощековская» — работы московского мастера Ивана Яковлевича Краснощекова.
Она была легкой, удобной для рук, с полуовальным грифом и отличалась хотя и не громким, но глубоким, бархатным и певучим звуком.
Почти сто лет, начиная с первой трети XIX столетия до 30-40-х годов нашего времени, краснощековская гитара была почти единственной, на которой играли гитаристы цыганских хоров.
В старых, пушкинского времени цыганских хорах на гитарах играли преимущественно цыганки.
На краснощековской гитаре играла подруга Пушкина цыганка Таня.
На краснощековской гитаре играла тургеневская цыганка Маша…
Краснощековская гитара!.. И в наше время гитаристы-цыгане говорят о ней как о непревзойденном семиструнном цыганском инструменте.
Сейчас русская семиструнная гитара постепенно вытесняется испанской шестиструнной. В ее распространении сыграл большую роль приезд в Советский Союз знаменитого испанского гитариста Андреса Сеговия. Повлияло также, особенно на молодежь, студенческую среду, использование шестиструнной гитары в современных эстрадных музыкальных ансамблях, в джаз-оркестрах.
Гитаристы-цыгане по-прежнему сохраняют верность семиструнной-«цыганской» — гитаре.