Источники и литература — 02.08.2003

Наверное, нет на свете другого такого народа, о котором существовало бы столько небылиц, нелепых слухов и домыслов. Мифы и легенды о цыганах кочуют вместе с ними из века в век и из страны в страну. Эта печальная традиция отразилась и в цыганологической литературе.

Большинство авторов, пишущих о цыганах, черпают сведения, как правило, из одних и тех же источников, и это приводит к тому, что недостоверные данные, а также неправильные трактовки переходят из одной книги в другую. Кроме того, источником многих ошибок часто становится крайняя предвзятость подавляющего большинства авторов. Историография работ по цыгановедению, наряду с относительно немногими серьезными трудами насчитывает много бесполезных и даже вредных для объективной оценки культуры и быта цыганского этноса. Большинство работ — это популярные очерки, часто они носят компилятивный характер.

Примерно такой же осталась ситуация и в XX веке. Если исследователи будущих поколений попытаются писать о цыганах как о народе со своей самобытной культурой и традициями, исходя из современной литературы и прессы, то картина окажется весьма приблизительной. Если бы не доброжелательная традиция, идущая от Пушкина, если бы не музыкальный талант цыган и не их соседские контакты с окружающим населением, у россиян давно началась бы фобия. 

Литература по цыганскому вопросу носит весьма противоречивый характер, и прошла очень сложный путь от первых, враждебных упоминаний о цыганах в европейских монастырских хрониках до фундаментальных трудов, к сожалению, немногочисленных.

Публикации, появившиеся в период с XIV до конца ХVIII веков содержали отрывочные сведения, преимущественно это была констатация факта появления неизвестно откуда пришедших цыган, версии происхождения этого народа, описание их антропологии, занятий. И только знакомство европейских учёных с санскритом и появление сравнительно-исторического метода в языкознании позволило в конце ХYШ века нескольким немецким исследователям (И.Рюдигер1, Г.М. Грельманн2) высказать гипотезу о родстве цыганского языка с санскритом, и, следовательно, верную мысль о том, что цыгане – выходцы из Индии. И.Рюдигер был первым учёным, опровергшим существовавшее ранее представление о цыганском языке как о надуманном воровском жаргоне. В работе Грельманна, владевшего цыганским языком, были использованы летописи, документы, богатый полевой материал. В его книге частично описаны занятия цыган, одежда, пища, жилище, обрядность. Много внимания уделено тяжёлому положению цыган в Германии, в этой связи примечательно, что автор призывает население и правительственные органы проявлять к цыганам лояльность. В течение XIX века предварительные выводы Рюдигера и Грельманна подтверждаются блестящими работами А.Потта3, Г.Асколи4, в которых на основании лингвистических данных, путём анализа и сопоставления цыганского языка с другими языками, прослеживаются пути миграции цыган из Индии. Особенно крупный вклад в изучение цыганского языка сделан Фр. Миклошичем,5  которому, как отмечает Т.Побожняк6, мы обязаны первой научной теорией происхождения цыганского языка. Выводы этих учёных о родстве цыганского языка с новоиндоарийскими языками поддержаны всеми современными индологами и цыгановедами. В последнее время теория индийского происхождения цыган подтверждается данными этнологии7. Таким образом, в истории цыгановедения огромные успехи были достигнуты в первую очередь в области языкознания. Существенный вклад в изучение различных цыганских диалектов Европы и Азии внесли такие европейские исследователи XIX века как А. Граффундер, А.Пухмайер, Ф.Бишофф, А.Паспати, Р.фон Сова и др.  Основываясь в значительной мере на лингвистических исследованиях, эти учёные не только выяснили происхождение цыган, их пути из Индии в Европу, но и систематизировали имеющийся этнографический материал. Ничего более фундаментального в дальнейшем не появлялось ни в одной стране мира. Более того, многие из последующих работ, так или иначе, пересказывали выводы Рюдигера и Грельманна, при этом, повторяя их некоторые ошибочные утверждения.

В 1888 году в Англии возникает первое научное общество по изучению цыган, издающее специальный этнологический журнал8.

Письменные сведения о цыганах на русском языке впервые появляются к концу XVII века9. Статьи о цыганах, были разбросаны по множеству периодических изданий самого разнообразного направления. В журналах – «Северный Архив», «Северная пчела», «Этнографическое обозрение», «Современник», «Живая Старина» – выходит целый ряд небольших статей, авторы которых знакомят читателей с историей цыган. На фоне множества сообщений самой неравнозначной ценности, выделяются такие как «Путешественные записки Василия Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781-1782 годах»10, в которой автор хотя и бегло описывает цыган Украины, но, что очень важно, приводит записи фраз на сэрвицком и влашском диалектах цыганского языка. Необходимо отметить книгу профессора Харьковского университета И.Даниловича11, в которой он приводит различные теории происхождения цыган, отдавая предпочтение выводам Грельманна. Она особенно ценна тем, что освещает меры российского правительства, направленные на прикрепление цыган к земле. Но, к сожалению, этнографические сведения о цыганах явно заимствованы из немецких источников.

В большинстве работ содержатся сведения о цыганах придунайских государств. В труде С.Н.Палаузова12, например, приводятся данные о цыганах Румынии, об их юридическом положении, о значении освобождения цыган от крепостной зависимости. Цыганам придунайских княжеств посвящена статья К.Ханицкого13, где автор рассказывает об основных занятиях цыган, выделяет группы, этнонимы которых связаны с их профессиями, а также статья неизвестного автора, где приводятся сведения о жизни цыган в Европе. Статья заметна тем, что в ней впервые в русской литературе о цыганах говорится о положительной роли цыган как посредников в торговле лошадьми, а также как о ремесленниках.14

В 1895 году вышел в свет очерк о русских цыганах Н.Г.Штибера15, в котором автор очень бегло упоминает об одежде, пище, быте, о браке и внутрисемейных отношениях, о воспитании детей в цыганской семье. В очерке в качестве одного из занятий цыган впервые указано лужение посуды, хотя этот факт ошибочен  — так называемые, русские цыгане никогда не занимались этим ремеслом. Автор далее делит цыган на севернорусских, цыган центральных губерний, южнорусских и закавказских, учитывая только географический признаки, не принимая во внимание ни лингвистические, ни этнографические различия.

Среди исследователей конца ХIХ – начала ХХвв. особого внимания заслуживают П.Истомин16 (Патканов) и В.Н.Добровольский17, работы которых рисуют полную картину жизни цыган начала ХХ века, их быта, традиционных занятий, духовной культуры.

В целом можно сказать, что, несмотря на немногочисленность и неравноценность литературы о цыганах на русском языке, эти публикации  способствовали накоплению этнографического материала.

В первой половине нашего столетия продолжаются исследования в области истории, фольклора, этнографии цыган, проживающих в разных странах Европы. Крупным вкладом в цыганологию являются работы Я.Розвадовского, И.Коперницкого, Э.Клиха, К.Ж.Поппа Сербояну, Э.Х.Хркала, А.Этцлера.

В этот же период в СССР в области цыганологии работают такие учёные как А.П.Баранников и М.В.Сергиевский. Самым значительным трудом, появившимся в это время, надо признать очерк индолога, академика А.П.Баранникова “Цыганы СССР”18, вышедший в 1931 году. Автор впервые указывает, какими путями цыгане пришли в Россию, констатирует различия в культуре и языке цыган разных групп, рассматривает основные черты цыганской психологии, семейные отношения, искусство цыган, а также меры советского правительства по переходу цыган к оседлому образу жизни. В заключение автор ошибочно прогнозирует скорую интеграцию цыган. Несмотря на ряд достоинств работы А.П.Баранникова, надо прямо сказать, что в ней имеется немало подтасовок фактов, текстов, что, очевидно, было обусловлено временем её написания и заказным характером. Много сделал для изучения и просвещения цыган профессор Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова М.В.Сергиевский19, заложивший научную основу создания языка русских цыган. Под его руководством цыганские писатели Н.А.Панков, А.В.Германо, Н.А.Дударов создавали буквари и книги для чтения. В периодической печати 1920 – 1930 гг. появляются статьи, освещающие вопросы духовной культуры цыган. Особенно интересна в этом плане статья этнолога М.О.Косвена “Фараоново племя”20, где приведены данные о занятиях цыган в этот период, об отношении к происходящим в России переменам.

Появление всех этих материалов не случайно. Именно в это время создаётся Всероссийский Союз цыган, начинается выпуск цыганской художественной литературы, выходят журналы на цыганском языке “Нэво дром” («Новый путь»), “Романы зоря” (Цыганская заря») и “Романо альманахо”21 («Цыганский альманах»).

В последующий период, после тридцатых годов, на протяжении многих лет не появлялось ни одного научного труда о цыганах на русском языке. И только в 1952 году Н.Киселёва защитила кандидатскую диссертацию на тему “Цыганы Европейской части Союза ССР и их переход от кочевья к оседлости”22. К сожалению, эта работа так и не была опубликована в виде монографии. Труд Н.Киселёвой содержит обширные фактические данные о духовной и материальной культуре цыган СССР.

Новый этап в развитии цыганологии наступил во второй половине нынешнего столетия. Появляются серьёзные исследователи из среды самих цыган Европы, в том числе и России, Америки – Я.Ф.Хэнкокк23, М. Максимофф24, Р.Джурич25, Р.Деметер26 , Х.Х. Назаров27 и др. Работы, посвящённые цыганам, появляются на страницах научных изданий. Публикуются библиографии Г.Блака28, А.Германо29 , Р.Макфи30 ,Л.Андреича31. Необходимо признать, что зарубежные учёные в этот период достигли гораздо больших результатов, чем отечественные. Это можно объяснить отчасти такими объективными причинами, как значительная концентрация цыган на относительно небольшой территории (Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия, Словакия, Югославия, Словакия), что создавало возможность массовых обследований. Кроме того, нельзя забывать и о фундаментальной теоретической базе, созданной основателями цыганологии – Рюдигером, Грельманном, А.Поттом, Фр.Миклошичем. В этих странах публикуется большое количество монографий о цыганах, ряд статей о них в периодических научных изданиях, а также специальные номера этнологических и социологических журналов, посвящённых цыганским проблемам. Эта работа всё больше активизируется в последние годы.

Остановимся на некоторых, наиболее важных их них. Так, например, работа Е.Хорватовой32 посвящена цыганам Словакии. Эта солидная монография, в которой освещается история цыган, и содержатся их этнографические характеристики. Большую часть работы составляют исследования истории появления цыган в Словакии, Венгрии, преследования, которым они подвергались  с ХIY до XYIII вв.. Этнографическая же часть книги, разработанная на основе изучения архивных и других письменных источников, содержит описание занятий, пищи, одежды, занятий, способов и средств лечения, семейной и общественной жизни цыган.

Книга, написанная преподавательницей антропологии в Даремском университете (Великобритании) Э.Сатерленд33посвящена цыганам Калифорнии, среди которых исследовательница провела два года. Работа содержит подробные описания семейной и общественной структуры цыган, психологии, семейных отношений, а также одежды, национальной кухни. В целом можно сказать, что если некоторые этнографические данные достоверны, то к данным же, касающимся характеристики и взаимодействия различных этнических групп цыган Калифорнии, надо относиться весьма критически.

В 1960-1980хх годах в России публикуется небольшое количество статей, посвящённых различным аспектам культуры, религии, языку цыган, описанию различных этнических групп, а также общим проблемам цыганологии. Особый интерес в этом отношении представляют статьи Санарова В.И.34, Белугина А.Д.35, Вентцель Т.В.36, Владыкина В.Е37., Андронниковой И.М38, а также монографии39. Интересна работа, подготовленная Р.С.Деметер и П.С.Деметер40, посвящённая фольклору одной из этнических групп цыган – кэлдэрарам. Это уникальное издание представляет собой сборник фольклорных материалов – легенд, сказок, пословиц, поговорок и так называемых “длинных песен” цыган кэлдэрары, собранных и переведённых на русский язык. В книге также содержится много сведений этнографического характера, описаны многие обряды семейного цикла. К тому же материалы этой книги опровергают гипотезу А.П.Баранникова, который отмечал, что у цыган, кроме песен, нет развитых форм устного народного творчества. И, наконец, в 1990 году вышел в свет цыганско-русский и русско-цыганский словарь, составленный теми же авторами41.

Некоторые наиболее важные работы о цыганах:

  • Libich Richard. Die Zigeuner in ihrem Wesen und ihrer Sprache. Цыгане — Природа и Землеведение, 1864, т. 3., № 1;
  • Шиле А. Цыгане. Природа и люди, 1878 № 11;
  • Голодников К. Проклятое племя. «Тобольские губернские ведомости», 1879, № 18;
  • Плохинский М.М. Цыгане старой Малороссии. Этнографическое обозрение, 1890;
  • Штейнпресс Б. К истории «цыганского пения» в России. М., 1934;
  • Uhlik R. Bosnian Romani: Vocabulary. JGLS (3), vol. XX, Edinburgh, 1942;
  • Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944;
  • Hibbert Christopher. The road to Tyburn. The story of Jack Sheppard and the eighteenth century underworl, Lnd., [1957];
  • Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961;
  • Маринов Васил. Наблюдения върху бита на цигани в България . Известия на Етнографски институт и музей, 1962, кн. 5;
  • Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Yugoslavia; Ficowski Jerzy. Cyganie na polskich drogach, Krakow, 1965;
  • Kenrick Donald, Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972;
  • Sandford J.Britain’s Gypsies and travellers. In: “The New Poor. Anatomy of underprivilege”. London, 1973;
  • J.-P.Liegeois. Naissance du pouvoir tsigane. “Revue Francaise de sociologie”, t.16, 1975, №3;
  • Martti Grönfors. Blood Feuding Among Finnish Gypsies (1977);
  • Vossen R. Zigeuner. Frankfurt-Aur-Main, Berlin, Vien, 1983;
  • Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.,1984;
  • Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М. 1990;
  • Weyrauch & Bell. Autonomous Lawmaking. The Case of the Gypsies. 103 Yale Law Journal 323-99, 1993;
  • Деметер Н.Г., Бессонов Н.В., Кутенков В.К. История цыган – новый взгляд, В. 2000.

Примечание:

  1. Rudiger Y.Ch. Neuster Zuwachs der teutschen bremden und allegemeinen sprachkunder. Lpz. und Halle, 1782-1793.
  2. Grellmann M. Die Zigeuner. Dessau-Lpz., 1783.
  3. Pott A.E. Die Zigeuner in Europa und Asien. Halle, 1844.
  4. Ascoli G. Zigeunerisces. Halle, 1865.
  5. Mikloshich Fr. Über die Mundarten und die Wanderunge der Zigeuner. Wien, 1874.
  6. Т.Pobozniak. Grammar of Lovari dialect. Krakow, 1964, стр. 8-11.
  7. Например, M. Hubschmannova. What can sociology suggest about the origin of Roms. In: «Archiv orientalni”, Praha, 1972, №1.
  8. Journal of the Gypsy Lore Society, Old series, v. 1-3; Liverpool, 1888-1892; new series – v.1-9, 1907-1915; 3-d series – v.1-50, 1922-1971.
  9. Азбуковник. Рукопись Румянцевского музея, №2,1697,С.9.
  10. Путешественные записки Вас. Зуева от С.- Петербурга до Херсона в 1781-82 годах. СПб., 1787.
  11. Данилович И. О цыганах. Вильно, 1824.
  12. Палаузов С.Н. Румынские господства Валахия и Молдавия в историко-политическом отношении. Спб., 1859.
  13. Ханицкий К. Цыгане. Бессарабские областные ведомости, 1866, №№1-3.
  14. Цыгане в Дунайских княжествах. Русский инвалид.1856.№210.
  15. Штибер Н.Г. Русские цыгане. Этнографический очерк. Ежемесячные приложения к “Ниве”, 1895, ноябрь, С.519-554.
  16. Патканов П. Цыгане, СПб., 1887; Патканов П. Цыганский язык. Грамматика и руководство к практическому изучению разговорной речи современных русских цыган. М., 1900.
  17. Добровольский В.Н. Киселёвские цыгане. Живая старина. Спб., 1897,1908.
  18. Баранников А.П. Цыганы СССР. М., 1931.
  19. Сергиевский М.В. Цыганский язык. М., 1931.
  20. Косвен М.О. Фараоново племя. «30 дней», 1925, № 9.
  21. ”Романы зоря”. №№1-4, М., 1927-1930; “Нэво дром”. №№ 1-6, М., 1932; “Романо альманахо”. М., 1934.
  22. Киселёва Т.Ф. Цыганы Европейской части Союза ССР и их переход от кочевания к оседлости. Рукопись.
  23. Hancoсk Ian. The East European Roots of Romani Nationalism. In: The Gypsies in Eastern Europe. Fall, 1991, volume XIX/number 3. P.251-268.
  24. Maximoff М. E nevi vastia. Paris, 1995.
  25. Duric R. Cigani sveta. Beograd, 1988.
  26. Деметер Р.С., Черенков Л.Н. Восточнороманское влияние на цыганский язык (кэлдэрарский диалект). Лимба ши литература молдовеняскэ. Кишинеу. 1967.№2.
  27. Назаров Х.Х. Влияние Октябрьской революции на положение и быт среднеазиатских цыган. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1970.
  28. Black G.F. A Gypsy bibliograraphy. London, 1914.
  29. Герман А.В. Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг.,М.,1930.
  30. Macfie R. A catalogue of the Gypsy books. Liverpool, 1936.
  31. Андреjuh Л. Прилог библиографиjи о циганима. Гласник Етнографског музеjа. Београд.1970, №33, С.209-270.
  32. Horvathova Emilia. Cigani na Slovensku. Bratislava, 1964.
  33. Sutherland A. Gypsies. The Hidden Americans. L.,1975.
  34. Санаров В.И. Элементы древних верований в религии цыган. Советская этнография, 1968, № 1; Проблемы историко-этнографического изучения цыган. Советская этнография, 1971,№3;
  35. Мануш Л. Культ Шивы и цыгане. СЭ, 1979,№6. С.78-87.; Белугин Л. О влиянии балтийских языков на диалект латышских цыган. Известия Академии наук Латвийской ССР, 1979, №4 (309).
  36. Ветнтцель Т.В. Цыганский язык (севернорусский диалект). М., 1964.
  37. Владыкин В.Е. Цыгане. Вопросы истории. 1969,№1.
  38. Андронникова И. М. Эволюция жилища русских цыган. СЭ, № 4, М.,1970.
  39. Деметер Н.Г. Цыгане: миф и реальность. М., 1995.
  40. Деметер Р.С., Деметер П.С. Образцы фольклора цыган кэлдэрарей. М., Наука, 1981.
  41. Деметер Р.С., Деметер П.С. Цыганско-русский и русско-цыганский словарь. М., Наука, 1990.

Надежда Деметер

Мифы и реальность

О цыганах — 17.02.1994

Самоназвание – рома (ед.ч. – ром). Официальная численность цыган в России – 152,9 тыс. человек, на самом деле, по данным цыганских организаций – 1,5 -2 млн. человек.Далее