Цыгане и революция в России — 15.03.2007

Раньше было принято считать, что цыгане восприняли революцию с радостью. Лукавое умолчание состояло в том, что в цыганской психологии традиционно заложено почтение к богатству.

Село Бричаны в Молдавии. Снимок сделан Н. Деметер во время этнографической экспедиции в 1980 г.
Село Бричаны в Молдавии. Снимок сделан Н. Деметер во время этнографической экспедиции в 1980 г.

В цыганском фольклоре фактически нет сказок или песен с осуждением богачей. О предках, которые имели много золота, удачливо торговали лошадьми, цыгане складывают легенды и передают их из поколения в поколение. Богатые люди из нецыганской среды также не могли быть объектом ненависти, поскольку они были покупателями лошадей, слушателями хоров. Само их существование являлось основой благосостояния цыган. Гражданская война сопровождалась голодом и разрухой. Хоровые цыгане с закрытием ресторанов остались без средств к существованию. Для барышников страшным ударом стало запрещение держать в личном хозяйстве лошадь. В Москве закрылся знаменитый конный рынок; опустели конные ряды и в других городах страны. Таборный уклад, веками державшийся на торговле, ремесле и гадании, теснился со всех сторон новой жизнью. Не имея доходов от традиционных цыганских промыслов, таборы стали редеть. Всё больше семей шло в колхозы и на фабрики. Кочевники, которые упрямо держались за прежний уклад жизни, испытывали значительные трудности: дырявые шатры, немногочисленные лошади, голодные дети.

Не обошли стороной цыган и сталинские репрессии. Солженицин в знаменитом «Архипелаге» приводит воспоминания бывшего чекиста Калганова. «Большой террор» был в разгаре. Центральные органы НКВД рассылали на места грозные директивы и контрольные цифры: где сколько надо посадить.

«…В Ташкент пришла телеграмма: «Шлите двести». А они только что выгребли и как будто «некого» брать. Ну, правда, подвезли с районов с полсотни. Идея! Взятых милицией бытовиков — переквалифицировать в 58-ю! Сказано-сделано. Но контрольной цифры всё равно нет. Доносит милиция: что делать? На одной из городских площадей цыгане нахально разбили табор. Идея! Окружили — и всех мужчин от семнадцати до шестидесяти загребли как Пятьдесят Восьмую! И — выполнили план!»

Поводом для ареста и конфискации имущества стали внешние атрибуты богатства цыган – золотые мониста, серьги, браслеты. Иными словами — аксессуары национального цыганского костюма.

Только в последнее время стали появляться единичные публикации о сталинских репрессиях против цыган. Однако основным источником для нас являются устные воспоминания семей репрессированных.

Прасковья Деметер. Начало ХХ века
Прасковья Деметер. Начало ХХ века

Папуш Михай со слов своей матери рассказывает о том, как около 1935 года в средней полосе России был схвачен кэлдэрарский табор человек в триста. Людей в летнюю пору, в жару набили в вагоны-теплушки и повезли в Сибирь. Это была опробованная во время сплошной коллективизации практика массовой ссылки. По пути табору давали пить тухлую воду — в результате, когда эшелон прибыл на место назначения, половина людей осталась в теплушках. Уцелевшую половину коммунисты загнали в тайгу, где вокруг не было никакого жилья — привезли и бросили на произвол судьбы. Цыгане остались один на один с дикой природой. Через какое-то время они стали убегать — они шли через страшную огромную тайгу босые, истерзанные, голодные. Шли туда, где была хоть какая-то жизнь. Табор так и полёг в лесной глуши — земля была усеяна яркими пятнами цыганских юбок… До людей дошли всего десять-двадцать… Остались очевидцы, сейчас это уже старые люди.

Папуш Михай упоминает страшный эпизод — как бредущая по тайге цыганка наткнулась на распростёртое тело. Это была другая женщина, которая только что скончалась. Грудной ребёнок пытался сосать грудь, а мать была уже мёртвая! Полуживая женщина взяла малышку — где шла, где ползла, — но выбралась из гиблого леса. И эта цыганка, и её приёмная дочь — выжили. Мама Папуши встретилась с ними, когда девочка была уже взрослая.

Кроме «коллективных» арестов практиковались «индивидуальные». В своих мемуарах Ольга Деметер-Чарская пишет о своём отце, пострадавшем в 1934 году: «Вдруг, как раз перед Пасхой, в пятницу, когда мама пекла куличи, пришли к нам домой какие-то люди и на чёрной большой машине увезли мать, отца и брата Петра. В это же время, по непонятным причинам, арестовали многих цыган. Их обвиняли в преступлениях политического характера. Арестовали даже того цыгана, который жил с семьёй в недостроенной землянке, а его дети зимой полуголые катались на одном коньке, привязанном к голой ноге. Через 10 дней те же неизвестные, которые арестовали отца, забрали при обыске всё, что мы скопили за всю жизнь. Петра и маму отпустили, а отца отправили отбывать срок по политической статье — и мы даже не знали куда. Вот так закончилось стремление Ишвана жить с семьёй и родственниками оседло. Только через много лет, когда реабилитированный отец вернулся домой, он рассказал о пережитом».

Ишван Деметер (1879—1969)
Ишван Деметер (1879—1969)

Сейчас, когда стали доступны архивы, появилась возможность своими глазами взглянуть на документы НКВД. Что касается описанного выше дела Ишвана Деметера, то в наших руках имеются материалы с Лубянки, показывающие, насколько вздорными были обвинения против цыган.

Вот перед вами так называемая «Анкета арестованного», внизу которой впечатано недвусмысленное требование: «анкета заполняется чётко и разборчиво со слов арестованного и проверяется документальными данными».

Что же установлено органами об Ишване Деметере?

Имущественное положение в момент ареста: имеет деревянный домик. То же до 1929 года: кочевал. То же до 1917 года: то же. Служба в царской армии и чин: не служил. Служба в белой армии и чин: не служил. Служба в Красной армии: не служил. Социальное происхождение: сын ремесленника (цыган). Политическое прошлое: аполитичен.

А вот как звучит окончательное обвинение:

«Деметер Степан Петрович (Ишван) достаточно изобличается в том, что он является булибашем (атаманом) и главным судьёй племени, идеологически своей а/с деятельностью разлагал племена. Организовал лжеартель, получил через живую связь иностранный паспорт от цыганского короля польского разведчика КВЕКА, в 1919 г. руководил политбандой до 5000 чел. Агитировал за переход в Румынию, занимался скупкой валюты.

Привлечь в качестве обвиняемого по ст.ст. 58.6, 10, 11, 593 УК РСФСР, а мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей при ЦДПЗ по 1-й категории».
Уполномоченный Нудель.

Граф Сильницкий, закончил цыганский техникум. Артист театра «Ромэн»
Граф Сильницкий, закончил цыганский техникум. Артист театра «Ромэн»

Так аполитичный кочевник превратился в шпионского пособника, руководителя политбанды. «Политбандой» здесь именуется обычный табор, который Ишван Деметер действительно возглавлял в 1919 году. Правда, табор состоял из нескольких больших семей, но ведь если цыган было всего двести, это вполне укладывается в формулу «до 5000 человек», не так ли? Что касается скупки валюты, это тоже правда. В царской России золотые деньги имели небольшой диаметр, и женщины нашивали их на кофту или по краям косынки. Для монист котировались только талеры и дукаты с изображением австрийского императора Франца-Иосифа и американские двадцатидолларовые монеты. Часть этих денег кэлдэрары привезли с собой из Австро-Венгрии в начале XX века, а часть, естественно, приобретали. При арестах цыгане пытались объяснить представителям карательных органов, что их «валюта» — это уже украшения, что монеты просверлены или снабжены ушками, и это затрудняет дальнейшую перепродажу. Такие объяснения во внимание не принимались.

Выписка из протокола особого совещания при коллегии ОГПУ от 29/IV 1934:
Слушали: Дело № 1232-34г. по обв. Деметер Степана Петровича, прозывающегося по-цыгански Ишван, по ст. 58-6, 59-12 УК. Постановили: Деметер Степана Петровича Ишван, 1879 г.р., цыган племени «ионешти», медник-лудильщик — Заключить в концлагерь сроком на десять (10) лет, считая срок с 18/IV-34 г. Дело сдать в архив.

Семейное предание гласит, что уполномоченный Нудель по-человечески отнёсся к арестованному. Понимая, что перед ним невиновный цыган, он несколько раз не являлся на заседания тройки, когда должно было слушаться дело Ишвана. Он пришёл только в день, когда по случаю какого-то пролетарского праздника всем подсудимым давали вместо расстрела десять лет, и тем спас ему жизнь… Только во время «хрущёвской оттепели», в 1961 году, Ишван Деметер был реабилитирован по обеим статьям.

Русские цыгане, 1927 год. Фото из Российского государственного архива кино фотодокументов
Русские цыгане, 1927 год. Фото из Российского государственного архива кино фотодокументов

Особой страницей цыганской истории является комплекс мер, предпринятых советской властью в тридцатые годы ХХ века и направленных на улучшение жизни цыган. Организовывались цыганские школы, трудовые артели, издавались книги, газеты, журналы на цыганском языке. В разных областях России были созданы цыганские колхозы. Всего в России к 1938 году их было создано 52. Но цыганские колхозы либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались. В это время появился педагогический техникум, в 1926 г. создан Всероссийский союз цыган и, наконец, в 1931 г. — знаменитый театр «Ромэн», сыгравший значительную роль в формировании национальной творческой интеллигенции.

Все положительные перемены в жизни цыган были сведены на нет сталинской национальной политикой. По всей стране закрывались национальные школы, перестала издаваться литература на языках национальных меньшинств, все эти меры были применены и к цыганам.

Вторая мировая война вследствие расизма, геноцида, развязанного гитлеризмом, унесла более 500 тысяч жизней цыган Европы, в том числе России, Украины и Белоруссии, — замученных в Освенциме, Майданеке, Бухенвальде и других концлагерях, газовых камерах только за то, что они были цыганами. По имеющимся у нас сведениям, за годы войны было одиннадцать Героев Советского Союза и множество кавалеров самых высоких орденов. Военные профессии цыган разнообразны: они были пехотинцами, танкистами, лётчиками, стрелками-радистами, артиллеристами, десантниками.

Музыкальный коллективПосле войны шёл переход цыган к оседлому образу жизни, всё большее число детей получало систематическое образование. С одной стороны, это было продолжением процесса, который начался ещё до революции. С другой — частью общемировой тенденции.

Советская власть положила конец таборной жизни цыган. В 1956 году вышел Указ Президиума Верховного Совета о переходе цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение указу грозило 5 лет ссылки с исправительно-трудовыми работами. Под страхом этих карательных мер многие цыгане были вынуждены осесть там, где застал их указ. Это событие уже новейшей истории, более подробно о которой мы расскажем в следующих статьях.

Надежда Деметер,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Мифы и реальность

Карта происхождения цыган

Происхождение цыган — 15.03.2007

В отличие от многих народов мира цыгане нигде и никогда в мире не имели своей государственности, но через тысячелетие и страны пронёсли свою культуру, традиции, национальный характер и тем самым сохранили свою самобытность.Далее

Образ цыган в российских СМИ — 08.10.2003

Все, кто стоял у самых истоков создания нашей Автономии, хорошо помнят тот день, когда в 1989 году была создана наша первая организация -  секция цыганской культуры при Российском Фонде культуры. Уже на открытии секции один из наших докладов был посвящён теме, которая, к сожалению, не теряет своей актуальности и сегодня – это цыгане и пресса. Далее