Арийское происхождение не спасло цыган от нацистского геноцида — 13.10.2008
Расизм представляет собой совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неполноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными созидательными цивилизациями, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.
Первую расистскую концепцию в XIX веке выдвинул один из основоположников расизма и расово-антропологической школы в социологии французский социолог и писатель Жозеф Артюр де Гобино (1816 – 1882), объявив «высшей расой» арийцев. Арии (арийцы) – название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности.
Расизм стал официальной идеологией фашистской Германии. И хотя нацистские идеологи, особенно те из них, кто был обременен сколь-нибудь значительным объемом знаний по истории, не могли не знать, что колыбелью цыган является Индия, а язык их относится к индоиранской семье языков, значит, цыгане, по расистской же теории, являются арийцами, с самого начала цыган категорически не признали таковыми. Но не все. Некоторые ученые-расисты, научно обосновавшие людоедские меры Гитлера и его окружения против цыганского народа и считавшие германскую нацию первосортными арийцами, потомками нордических прародителей, не могли вовсе игнорировать очевидные исторические факты. Так, один из идеологов расизма и нацизма профессор Х. Гюнтер в «Антропологии Европы», которую позже назвали «Библией нацистской антропологии», писал: «Цыгане действительно сохранили кое-какие нордические признаки, но они произошли от самых низших слоев населения этого региона. В процессе миграции они впитали в себя кровь окружавших их народов и таким образом стали расой, в которой смешались черты Восточной и Западной Азии, с примесью индийских, среднеазиатских и европейских черт… Причиной такого смешения стал их кочевой образ жизни».
Такого же мнения придерживался и другой идеолог нацизма Х. Шуберт. «Цыгане произошли из Индии, но, странствуя по Персии и прочим землям, они самым причудливым образом смешались с другими народами», — писал он.
Таким образом, хотя арийское происхождение цыган и не укладывалось в рамки расистских теорий фашистских идеологов, прямо отрицать это, а тем более научно обосновать противоположное, они не смогли. И именно этим мы можем объяснить то обстоятельство, что в первые годы после прихода к власти, обосновывая свою антицыганскую политику и формируя первые антицыганские законы, нацисты больший упор делали не на расовый фактор, а на «антиобщественную» сущность цыган, на их асоциальность. Этим же, а не состраданием к судьбе цыган, можно объяснить поведение Гиммлера, когда позже, в ходе Великой Отечественной войны, Геббельс настаивал на уничтожении всех цыган, а он предлагал все же сохранить небольшое количество «чистокровных» цыган для научных исследований по изучению «наследия нордической индогерманской расы».
С первых же дней после прихода к власти нацистской (национал-социалистической) партии стали проводиться политика дискриминации, изоляции и ущемления гражданских прав цыган. Властями повсеместно составлялись полные списки цыган и их семей с указанием места проживания, к какому социальному слою относятся, уровня грамотности и т.д. Списки предоставлялись в полицейские участки. Нацистские специалисты отмечали, что кочевые цыгане имеют свои достоинства, хотя это не помешало им в дальнейшем принимать карательные меры и против них. Они считали, что этнически цыгане являются однородной группой, и что те из них, в чьих жилах течет лишь часть цыганской крови, хуже чистокровных цыган. В дальнейшем это отразилось на принимаемых законах.
Согласно закону о национальностях, принятому в 1935 году, население Германии делилось на «первосортных граждан» и «национальные группы» второго сорта. Цыгане, конечно же, были отнесены к разряду второсортных «национальных групп», однако впоследствии потеряли и этот статус.
Закон о защите немецкой крови, принятый в том же году, запрещал браки между цыганами и немецкими женщинами под угрозой уголовной ответственности.
Несмотря на дискриминацию цыган и ущемление их прав в соответствии с вышеназванными законами и другими фашистскими указами, в первые годы нацистского правления еще не проводилось явных массовых репрессий и акций по уничтожению цыганской нации, это было пока лишь прелюдией к геноциду, первым этапом к нему, периодом ущемления прав путем дискриминации, изоляции, угроз. Вносились предложения выделить в городах специальные кварталы для цыган, законодательно запретить сексуальные контакты между цыганами и немцами и ссылать цыган смешанного происхождения в закрытые рабочие колонии. Чистокровным цыганам предлагалось выделить ограниченные территории, на которых они могли бы вести кочевой образ жизни, и зимние поселения, где им следовало жить отдельно от кочевников нецыганского происхождения. Во многих городах создавались специальные кибиточные лагеря, в которых цыган заставляли жить постоянно. Цыган вынуждали давать расписки, в которых говорилось, что они оповещены о том, что подлежат заключению в тюрьму или высылке в концлагерь в случае, если покинут спецпоселение. Со временем эти лагеря обносились высокими проволочными заборами и брались под охрану полицейскими с собаками. Так, шаг за шагом, как кочевые цыгане, так и оседлые, постепенно отторгались немецким сообществом.
В 1935 году на собрании Международной полицейской комиссии, проводившемся в Копенгагене, шеф германской полиции Бадер заявил: «Будучи инородным элементом, цыгане никогда не станут полноправной частью основного населения. Если они будут нарушать общественный порядок и преступать законы, то пусть не ждут пощады. Принимаемые меры направлены на то, чтобы дать чистокровным цыганам и полукровкам, которые имеют желание подчиняться и работать, возможность его осуществить. Всех остальных следует преследовать самым решительным образом, сажать в тюрьму или высылать. Необходимо рассмотреть возможность применения к таким цыганам закона о стерилизации».
И это были не беспочвенные угрозы. После вступления в 1938 году в законную силу указа о борьбе с преступностью и, особенно, указа о борьбе с цыганской угрозой 1938 года началась настоящая охота на цыган. Кстати, эти указы не проходили утверждения даже через парламент, однако исполнялись неукоснительно. Расистская сущность этих указов становится ясной из преамбулы последнего из них: «Опыт, накопленный в борьбе с цыганской угрозой, и заключения, сделанные на основании расово-биологических исследований, показали, что для успешного преодоления этой угрозы цыганскую проблему нужно прежде всего рассматривать как расовую».
Как видим, фашисты с этого момента покончили с мерами ограничительного порядка, рассуждениями о классификации цыган, предложениями, угрозами и в открытую заявили о преследовании цыган по расовому признаку, перешли к изгнанию всех цыган со всех своих территорий, к поголовной стерилизации, депортации всех цыган, как оседлых, так и кочевых, в концлагеря, начался второй этап геноцида цыган. Началась депортация цыган как из самой Германии, так и из стран, которые оказывались оккупированными фашистами, в концлагеря и в другие места принудительного содержания. Любая попытка побега из них или ослушание администрации карались смертью. На воле оставались только те цыгане, которые ранее были классифицированы как чистокровные цыгане, состоявшие в браке с немцами и семьи, где отец или брат служили в немецкой армии к началу Второй мировой войны. Но в начале 1941 года военные власти заявили, что ни чистокровные цыгане, ни цыгане смешанного происхождения впредь призываться на военную службу не будут, а несколько месяцев спустя все цыгане были уволены из армии, военно-воздушных сил и флота, их запретили привлекать даже к работе на военных заводах и других секретных предприятиях. А ведь среди них было немало образцовых вояк рейха, награжденных даже медалями. Но и их не пощадил нацистский молох смерти, и они разделили печальную участь своего народа.
К началу 1942 года закончился второй этап нацистского геноцида, и против цыган начался его третий, самый страшный этап – планомерное массовое уничтожение.
План полного уничтожения евреев был разработан нацистами в июне 1941 года и утвержден на совещании в Ванзее 20 января 1942 года. В тот же год этот план был распространен на цыган.
Архивными данными до сих пор не установлено, кто именно отдал приказ параллельно с евреями уничтожать и цыган. По имеющимся свидетельствам, это мог быть Гиммлер, хотя и другие нацистские лидеры, несомненно, принимали участие в разработке методов решения «цыганского вопроса» на захваченных землях.
Так, 18 сентября 1942 года на совещании у Гиммлера, на котором присутствовали, кроме его самого, министр юстиции Тирах, чиновники этого же министерства Ротенбургер, Штрекенбах и юрист СС Бендер, было постановлено: «Перевести находящихся под арестом евреев, цыган и русских из ведения министерства юстиции в ведение СС для придания их смерти». В письме Тираха к лидеру нацистской партии Борману от 13 октября 1942 года говорится: «С целью удаления с немецких земель… евреев и цыган… считаю необходимым передать все функции уголовно-процессуального порядка в отношении этих людей Гиммлеру. Я пришел к этому заключению, поскольку понимаю, что суды не могут эффективно участвовать в уничтожении этих людей… Годами держать их в тюрьме не имеет смысла. Прошу известить меня, одобряет ли фюрер эту идею. Если да, то я представлю подробный план через доктора Ламмерса».
5 ноября 1942 года Гитлер одобрил предложение Тираха. Сидящие в тюрьмах евреи и цыгане передавались СС. Не вызывает сомнения, что Гитлер принял решение об истреблении цыган задолго до того, как это стало обсуждаться на официальном уровне. О том же, как происходило поголовное истребление цыган нацистами в печах и газовых камерах фашистских концлагерей, мы частично рассказали нашим читателям в предыдущих номерах нашего журнала на основании материалов, полученных нами в архивах России и Германии, и материалов английских авторов Дональда Кенрика и Грэттана Паксона, изложенных в их книге «Цыгане под свастикой», о которой мы упомянули в №1 журнала «Цыгане России» за 2007 год.