О чем рассказал старый фотоальбом Рады Савельевой — 03.04.2013

Мы листаем альбом с пожелтевшими от времени фотографиями. И вместе с Радой Савельевой вглядываемся в лица дорогих ей людей. Уже ушедших из жизни, но живущих в памяти. И память эта передается в семье из поколения в поколение.

Базюк
Базюк

…Тогда, до войны, цыганских ансамблей в нашей стране вообще были  считанные единицы, а в провинциальных городах их и подавно почти и не было нигде. Люди были лишены возможности услышать неповторимые песни, увидеть танцы столь щедро одаренного творческими способностями народа. Однако тяга к цыганскому искусству была всегда – легенды о цыганских артистах дореволюционной поры, послушать которых стекалась вся Москва, еще жили в народе.

Поэтому появление в Курске ансамбля песни и пляски цыган, позже получившего  название «Цыганские напевы», зритель не мог не заметить. Тем более что он объединил настоящие таланты. Почти все участники коллектива были из одной семьи – Волшаниновых. У Рады была бабушка   Анастасия Ивановна, а у той — сестра Анна Ивановна, в замужестве Демент, она и стала главным организатором ансамбля, а художественным руководителем – ее брат, Николай Иванович. К созданию коллектива Анну Ивановну подвигла ее любовь к романсам, которые она исполняла просто превосходно. Среди участников ансамбля были и весьма способные танцоры и певцы. Волшаниновых вообще природа щедро наделила талантами, которые ярко проявились и в последующих поколениях. Так, Николай Волшанинов – сын Николая Ивановича — стал известным на всю страну певцом и актером театра «Ромэн» (зрители ещё помнят дуэт Рады и Николая Волшаниновых).

Ансамбль «Цыганские напевы» набирал популярность и уже имел множество поклонников. Однако счастливую мирную жизнь прервала война.

Базюк, бабушка Рады Анастасия Ивановна и Валентина Конденко — жена Базюка
Базюк, бабушка Рады Анастасия Ивановна и Валентина Конденко — жена Базюка

Фронт был совсем близко, шли ожесточенные бои на Курской дуге. Цыганский коллектив выезжал на передовую под Орел, Белгород, выступал под пулями, поднимая боевой дух солдат. Когда давали концерты в госпиталях, не могли без слез смотреть, как им аплодируют раненые: два бойца, у которых осталось по одной руке, объединялись и хлопали им…

А бабушка Рады, Анастасия Ивановна, в это время оставалась в Курске и очень волновалась за своих близких. В своем доме она самоотверженно выхаживала раненых, которые приходили с передовой. Продукты для них выменивала на цыганское золото. Уже после войны к Анастасии Ивановне пришли два человека: «Ивановна, помнишь нас? Ты за нами ухаживала». – «Не помню, сколько ж вас было тогда…» Чтобы отблагодарить свою спасительницу, ее отыскали с большим трудом, ведь она жила уже в другом городе — Ростове-на-Дону.

Дочь Анастасии Ивановны Нина, мама Рады, начала выступать в 16 лет. Нина стала первой женщиной, которая в танце использовала элементы степа. В специальной обуви с фиброй на подошве она выдавала такую «венгерку», что просто зажигала весь зал. С ней она объездила весь Советский Союз.

Использовать стиль, в котором бы совмещались пластика и степ, посоветовала Тамара Ханум – знаменитая узбекская танцовщица, у которой Нина брала уроки классической хореографии, когда они с мамой во время войны оказались в Ташкенте.

Лидия Демент, дочка Анны Ивановны, и Джамиль Джелакаев, артист театра "Ромэн"
Лидия Демент, дочка Анны Ивановны, и Джамиль Джелакаев, артист театра «Ромэн»

В замужестве Нина стала Дударевой. История семьи ее мужа весьма примечательна. Супруг происходил из дворянского рода Дударевых, его отец служил флигель-адъютантом Николая II. Где родовитый дворянин мог встретить свою будущую жену, цыганочку, неизвестно, возможно, увидел в хоре в ресторане. Зато известно, что влюбился в нее, одну из первых красавиц Петербурга, без памяти. Испросив у императора согласия на брак и получив его, женился. Они жили счастливо, пока не грянула революция. Деда расстреляли, родственники, кто успел, эмигрировали. Уже в середине 50-х годов отцу Рады в Ростов-на-Дону пришло письмо, в котором сообщалось, что в США находится при смерти его родной дядя, и он — единственный наследник большого состояния. Но родители испугались нежданно свалившегося заокеанского богатства и отказались от него. Такие были тогда времена. Да и пропаганда работала – Америка представлялась советским гражданам средоточием зла. Искренне верили, что наша страна – самая замечательная на свете. Каждый концерт открывался песнями, восславляющими Ленина, Сталина и советскую страну:

Под скрип колёс,
Под вой военной непогоды,
Бродил цыган по свету сотни лет,
Бродил гонимый и голодный,
Чужой для всех и по чужой земле.

Рукой несмелою раскидывал шатёр убогий,
И плакал в нём кочевник одинокий.
Он счастья в жизни не видал,
И песни пел о доле безысходной,
И слово «Родина» не знал.

Но всё это ушло, прошли былые годы,
И рваные шатры ушли в туман.
В большой семье советского народа
Он Родину нашёл, кочующий цыган…

Рада Савельева
Рада Савельева

Даже «обязательные» песни цыганские артисты умели исполнять так, что и этот репертуар зритель принимал вполне благосклонно. Ну, а когда начинались истинно цыганские песни и пляски – тут уже публика приходила в сущий восторг и отбивала ладоши в аплодисментах.

Настоящей звездой ансамбля «Цыганские напевы» стал брат Нины Дударевой Василий Конденко, выступавший под сценическим псевдонимом Базюк. О том, как Базюк исполнял таборную пляску, ходят легенды. Он не танцевал – он летал по сцене. В своей рубашке, покрой рукавов которой напоминал крылья, он был похож на орла. Темперамент был такой, что в разгар танца у него лопались на руках кольца. Жена Базюка Валентина тоже оказалась талантливой танцовщицей, и с Василием они составили дуэт, который до сих пор считается непревзойденным по мастерству.

Уйдя со сцены, Василий Конденко стал хореографом в своем коллективе, который возглавлял уже его двоюродный брат Константин Волшанинов. Приглашали ставить танцы и в другие цыганские ансамбли. Без своего дела буквально жить не мог. Однажды поехал в один из коллективов сразу после инфаркта — несмотря на категорические запреты врачей. И врачи же с удивлением констатировали, что после работы на сцене у Василия все его сердечные раны зарубцевались.

У Базюка были ученики, многое у него перенявшие. Некоторые его движения до сих пор воспроизводят мастера цыганского искусства. Но все же повторить успех легендарного мастера таборной пляски в полной мере  никому не удалось.

Огненно-темпераментный на сцене, в жизни Василий Конденко был добрым, мягким человеком, что называется, муху не обидит. И великим выдумщиком:

- Бывало, едем на концерт в автобусе, дорога длинная, заскучаем — дядя Вася нас веселит, рассказывает цыганские сказки, которые тут же сам сочиняет, — вспоминает Рада Савельева.

Рада Савельева

А колесить приходилось много – выступлений цыганского коллектива ждали повсюду. После войны ансамбль переехал в Брянск – тамошний директор филармонии приглашал очень настойчиво. И вплоть до начала 80-х годов, пока существовал коллектив, выступали по всему Советскому Союзу от Брянской филармонии. По приглашению руководителя ансамбля Константина Волшанинова во время гастролей в составе коллектива «Цыганские напевы» выступала настоящая звезда театра «Ромэн» Ляля Черная.

У Нины и Василия были еще сестра Мария и брат Константин. Они тоже работали в ансамбле, но довольно рано ушли со сцены. Мария – после того как вышла замуж, встретив будущего мужа в родном коллективе. Константин стал первым исполнителем «венгерки» в «Цыганских напевах» и передал этот опыт Василию, который тот развил с таким успехом.

Базюк очень нежно относился к своей сестре Нине. Сам изготавливал ей для танца туфли с фибрами. Дело это требовало большого мастерства и знания многих тонкостей. Недокрутишь или перекрутишь шурупы – или танца не получится, или обувь в танце развалится. Сначала для фибр использовали элементы солдатской каски, потом – текстолит; между ними и подошвой вставлялись металлические шарики.

Базюк и внучке Нины, Эсмеральде, дочери Рады, успел поставить танец, который до сих пор пользуется успехом. Но Эсмеральда еще в Брянске окончила музыкальное училище по классу фортепьяно и, обладая красивым голосом, пела современные песни в сопровождении оркестра в ансамбле «Вита Ромэн» и в других коллективах.

Сама Рада в ансамбле играла на скрипке (она окончила музыкальную школу в г. Брянске) и пела, а со временем создала свой коллектив под названием «Вита Ромэн» от филармонии г. Грозного. Со своим коллективом она объездила весь Советский Союз и даже была за рубежом: в Болгарии, Польше, Германии.

Нина умерла в 1976 году. Ее, добрую, спокойную, серьезную, до сих пор с теплотой вспоминают в семье. Василия не стало в 1991-м. Они были неподражаемыми артистами – и потому останутся в памяти всех, кому посчастливилось видеть их на сцене. О них рассказывают детям, внукам и правнукам – это одна из самых ярких страниц семейных преданий.

Ольга Селиванова

Личности

Пётр Иванович Бауров

Пётр Иванович Бауров. Бизнесмен советского времени — 27.03.2013

Пётр Иванович Бауров родился в 1928 году в Москве. Его отец, Иван Николаевич Бауров, родом был из Питера. В 1905 году переехал в Москву и  женился на Марии Александровне. Это была БОЛЬШАЯ ЦЫГАНСКАЯ СЕМЬЯ! У них родилось семеро детей: три сына и четыре дочки.Далее

Ласло Орват, знаменитый цыганский гитарист

Ласло Орват: прирожденный гитарист — 27.03.2013

Ласло Орват родился в городе Белгороде в 1934 году. По происхождению он был венгерским цыганом из группы ловари. Прирожденный гитарист, Ласло Орват много лет проработал в Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева. Выступал в составе своего коллектива венгерских цыган, а также давал сольные концерты.Далее

Галина Ивановна Колчин

Анна и Иван Колчин: встреча на перекрестии эпох — 04.03.2013

Эта удивительная история могла произойти только на сломе эпох, тогда, когда трагедия и счастье ходили совсем рядом, иногда самым прихотливым образом пересекаясь… Иван Колчин был блестящий молодой человек, наследник большого состояния: их с братьями отец владел кирпичными заводами в Нижегородской губернии и самом Нижнем Новгороде. Далее