Геннадий Волшанинов: «Музыка меня окружала с самого рождения…» — 03.05.2013
Родился я в известной артистической цыганской семье Волшаниновых. Семья была очень большой, хлебосольной, любила принимать гостей. У нас не было разницы между двоюродными, троюродными, племянниками, дядьями и тетками. Все жили одной семьей! И все были очень талантливыми артистами.

Отец воспитал не одно поколение артистов из нашей, да и не только из нашей, семьи. Папа на гастролях с утра уходил в город и искал цыган для пополнения ансамбля. Так он нашел Раису и Михаила Жемчужных. Раиса прекрасно пела цыганские песни и романсы, Михаил стал хорошим танцором. Таким же образом папа нашел и привел в ансамбль тогда совсем юного Н.М. Жемчужного и воспитал из него хорошего артиста. Впоследствии он стал народным артистом СССР, композитором.
Во время Великой Отечественной войны мама, бабушка и старший брат Коля находились в городе Воронеже. Как-то во время одной из бомбежек немецкой авиации рядом с домом, где они жили, взорвалась бомба, и мама была контужена. Впоследствии из-за этого она потеряла слух и с тех пор стала домохозяйкой. Ну а папа с коллективом продолжал гастрольные поездки. Во время одних из гастролей, в Ярославле, в январе 1946 года родился я.
Сколько себя помню, вокруг меня всегда звучала музыка: радио, приемник, патефон. Как-то раз старший брат Николай принес пластинки на рентгеновских снимках. Так я впервые услышал джазовую, новую для меня музыку. Мне она очень понравилась, и я люблю ее до сих пор. Эта прекрасная музыка, особенно блюз, соул, чем-то напоминает наши старинные, немного заунывные песни.
Бог наградил меня прекрасным музыкальным слухом и музыкальной памятью. Я мог запомнить мотив любой песни с одного прослушивания. Раньше многие вокалисты пополняли свой репертуар мелодиями популярных в то время кинофильмов. И ко мне обращались певцы и певицы, чтобы я им помог правильно выучить мелодию.
Шло время. Ансамбль отца устроился в Брянскую филармонию. Там мы осели окончательно. Впоследствии нам дали трехкомнатную квартиру. Квартиры дали также всему нашему коллективу.

С детства у меня была мечта – стать летчиком. И мы с моим одноклассником решили поступать в аэроклуб. Втихаря от мамы. Потому что она была бы, конечно, против того, чтобы я нарушил семейную традицию, не став артистом.
В аэроклубе я прошел все тесты, но подвело зрение. Поэтому со своей мечтой о небе пришлось расстаться.
Время бежало, я рос практически без присмотра отца, в основном на улице, потому что папа все время был на гастролях. И в те короткие моменты, когда он приезжал домой, у нас в семье был праздник.
Вот я стал старшеклассником. И забаловал: улица есть улица. Начал пропускать занятия в школе, бросил занятия спортом. Но тут приехал с гастролей папа и все про меня узнал. Конечно, устроил мне маленький скандал. А потом сказал:
- Ложись спать, завтра в школу не пойдешь.
Утром встаю, а возле меня лежит гитара.
- Так, сынок, раз тебе восьми классов хватает, собирайся, пойдем оформлять тебя на работу в филармонию. У нас в роду летчиков не было, будешь артистом!
Вот так в 1962 году я впервые вышел на сцену.

И тут началось самое трудное. Меня заставляли заниматься на гитаре по 10-11 часов. Благо мои кузены были прекрасными музыкантами и гоняли меня как только можно. Без привычки сильно болели пальцы.
- Ничего, — говорили они, — все это пройдет, как только на кончиках пальцев появятся мозоли.
Приходилось терпеть боль и заниматься, заниматься! Конечно, это принесло свои плоды. Уже дней через десять я мог исполнять цыганскую «венгерку». Постепенно начал выходить аккомпанировать вокалистам. Дальше – больше. Братья стали учить меня разным гитарным пассажам, начали готовить меня к сольным исполнениям.
Гитара – особенный музыкальный инструмент. Чем больше на ней занимаешься, тем больше она тебе отдает. Через два года я уже стал довольно хорошо играть.
У нас был потрясающий цыганский гитарист Владимир Лиманский (Авай) – грамотный, высокотехничный. Его вступления к цыганской «венгерке» гитаристы играют до сих пор. Вот он меня и учил. И научил многому. Свои пассажи и аккорды Авай показывал только мне.
Как-то, будучи проездом в Москве, мы с папой остановились у старшего брата и его жены Радды. Коля и Радда уже были известными исполнителями. О них много писали в прессе, часто показывали по телевидению, их песни звучали по радио. Вот Коля и говорит отцу:
- Пап, оставь мне мальчика, я так о вас скучаю, пусть хоть он будет со мной рядом.
Вот так я и попал в Москву, в театр «Ромэн».
После «Ромэна» вернулся на эстраду. Объездил весь СССР, был с гастролями на пяти континентах.
Сейчас я на пенсии. Но с гитарой не расстаюсь до сих пор. Написал несколько пьес для семиструнной гитары, сочинил несколько песен. Одна из них, после того как ее спела в ансамбле цыган моя сестра Алла Мигаль, стала очень популярной, чуть ли не народной. «Авнэ рома» («Пришли друзья») пели на всех праздниках, во всех цыганских ансамблях, и это было мне очень приятно.