Иосиф Кобзон: «Не представляю наше общество без цыганской культуры» — 15.03.2007
Беседа с председателем Комитета Государственной Думы по культуре, народным артистом СССР, профессором И. Д. Кобзоном

— Иосиф Давыдович, первый вопрос к вам как к народному артисту СССР: что для вас значит цыганская культура, как она отразилась в вашем творчестве?
— Цыганская культура — это наше национальное достояние, это мировое достояние. На протяжении многих веков она привлекала внимание очень известных людей, трудно даже перечислить: Пушкин, Лермонтов, наши более близкие современники: Александр Вертинский, Вадим Козин — у него даже кровь цыганская… Я не знаю людей, не любящих цыганское искусство.
Цыгане, ассимилировавшись во многих странах, остались, тем не менее, очень узнаваемы. И не только по колоритному внешнему виду — узнаваемо прежде всего цыганское искусство. Насколько, скажем, похожи наш коллектив «Штар» и приезжавший к нам на гастроли «Jupsy Kings»: и манерой игры на гитаре, и манерой звукоизвлечения. Хотя в творчестве цыган из разных стран есть и некоторые различия. Например, я безошибочно узнаю пение испанских артистов — оно такое… немного сипящее. У наших цыган — чистое, высокое. Это так колоритно, так интересно! Когда я пою «Очи черные» или другие цыганские песни, я использую интонации, услышанные в свое время у Михаила Шишкова, у Николая Волшанинова, у других исполнителей. Не копирую ни в коем случае, но использую. Я бы не мог этого делать, если бы не был близко знаком с цыганской культурой, с цыганской музыкой, с цыганскими артистами. Мы можем гордиться, что единственный в мире цыганский театр «Ромэн» — именно у нас. В театре замечательный руководитель Николай Сличенко, замечательная труппа. Из «Ромэна» вышло много прекрасных артистов, которые теперь работают самостоятельно. Творчество Валентины Пономаревой, трио «Ромэн», Николая Волшанинова — удивительно!
Кочующий народ, цыгане живут в трудных условиях, и это отразилось в интонациях многих их песен. Они полны страдания, драматизма. Однако песни исполнены и любви, верной цыганской любви. Радость же отражается в невероятно зажигательных цыганских плясках. Когда человеку хорошо, он идет послушать цыган, потому что хочет, чтобы стало совсем хорошо! Это «совсем хорошо» и есть цыганская музыка.
Да, есть такое явление, как цыганщина, — но это вовсе не цыганское искусство, такие псевдоаналоги имеются в любой национальной культуре. И есть обывательские стереотипы: цыгане – это кабак, цыгане – это гадалки. И что? Да, выступают в кабаках, да, гадают но это все неповторимый национальный цыганский колорит!
— В последние годы негативных стереотипов о цыганах стало больше. К сожалению, эти стереотипы служат порой толчком к активным действиям: в некоторых регионах цыган изгоняют с насиженных мест, разрушают их поселки. Слово «цыган» стало чуть ли не синонимом слова «наркоторговец»…
— Если человек занимается наркоторговлей, то нужно применять к нему меры. Найдите преступника, накажите. Но при чем здесь целый народ?! Мою семью во время Великой Отечественной войны спасла узбекская семья. И когда процесс, начатый Гдляном и Ивановым, назвали «узбекским делом», я очень возмущался, публично возмущался: нельзя обвинять целый народ! А если вспомнить 1948 год, «дело еврейских врачей», — почему именно еврейских?! Я всегда при этом вспоминаю стихи моего друга, замечательного поэта Расула Гамзатова:
Пусть все народы вечно славятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ…
Плохие люди есть в каждом народе. Но нельзя бросать тень на целый народ. Вы говорите, в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса пишут, что, контактируя с цыганами, можно заразиться чесоткой, гриппом, туберкулезом? Но я видел гораздо больше русских бомжей с различной заразой. Так что, с русскими нельзя общаться?.. Абсурд. Но я бы хотел говорить не о недостатках цыганского сообщества, а о великой цыганской культуре. Без нее жизнь нашего общества я не представляю…