Эмиль Лотяну. Ушел, не успев сказать так много… — 27.10.2009
Пожалуй, не найти в отечественном кинематографе режиссера, который бы показал цыган на экране столь же романтично, как сделал это Эмиль Лотяну.

Удивительное дело: фильмов с участием цыганских артистов и на цыганскую тему у Лотяну совсем немного: два художественных и один документальный, однако именно они во многом сформировали у зрителя образ цыганского народа. Свободолюбие, гордость, музыкальность – именно такими предстают цыгане в фильмах Эмиля Лотяну.
Прежде чем приступить к съемкам фильма «Табор уходит в небо», Лотяну много ездил по стране, знакомился с фольклором разных групп цыган: карпатских, прибалтийских, молдавских, сибирских. Композитор Евгений Дога отобрал песни для фильма. И именно музыка, записанная до начала съемок, определила характер съемок, стала своеобразным камертоном киноленты. Написанную Е. Догой музыку цыгане восприняли как свою национальную. С исполнителями песен создатели фильма также, что называется, попали в точку: трудно представить, кто бы мог сделать это лучше, чем Дмитрий Бузылёв, его братья и сестры. Младшей, Алёне, в ту пору было всего восемь лет. Но исполненная ею песня «Нанэ цоха» стала одним из самых ярких эпизодов фильма.
«Табор…» — это еще и история цыганского искусства. На экране мы видим Лялю Чёрную, Михаила Шишкова, Нелли Волшанинову. Целая плеяда блестящих актеров, они создали неповторимый колорит фильму, имевшему невиданный успех. Ряд призов на престижных кинофестивалях, миллионы поклонников – признание было безоговорочным. Киноленту купили 112 стран – рекорд, до сих пор не побитый ни одним отечественным фильмом. Вскоре после выхода «Табора…», в 1977 году, в столице Румынии случилось землетрясение. И в бухарестском кинотеатре «Патрия» несколько месяцев показывали «Табор уходит в небо». Зрителями в основном были цыгане. Фильм помогал людям отвлекаться от проблем, поднимал настроение.

После выхода фильма Дмитрий, Михаил и Виктор Бузылёвы организовали ансамбль, который так и назвали – «Табор уходит в небо». Коллектив просуществовал много лет, до 1995 года, и имел большой успех у зрителей. Заметили Бузылёвых и другие кинорежиссеры, приглашали сниматься в фильмах, которые уже успели стать классикой отечественного кинематографа.
Снимались Бузылёвы и в еще одном фильме Эмиля Лотяну – «Мой ласковый и нежный зверь». Прозвучавшую в нем песню «Панч чавэ» написал Виктор Бузылёв. Музыка оказалась как нельзя более органичной в фильме, рассказывающем о трагической истории любви главных героев.
В 1997 году Эмиль Лотяну снял документальный фильм «Золотые цыгане Москвы». Как говорится в аннотации к ленте, это – экскурс по великому любовному роману между российскими писателями и цыганским музыкальным гением. В фильме снимались яркие представители цыганского искусства.
Весной 2003 года Эмиль Владимирович пришел в театр «Ромэн», чтобы подобрать актеров для своего нового фильма «Яръ». Картина, которую он собирался снимать по своему сценарию, должна была рассказать об истории любви молодой цыганки и композитора. Название будущего фильма режиссер, видимо, выбрал не случайно – именно так называется ресторан, расположенный рядом с цыганским театром. Однако свой замысел Лотяну воплотить не успел: через месяц, 18 апреля 2003 года, его не стало. Режиссер успел снять только один кадр фильма «Яръ»: на острове, окруженном водой, горит крест…
Он ушел слишком рано. Сгорел, не успев сказать еще так много…