Ганга Баталова: Душа цыганского танца — 25.10.2009
18 июля 1955 года у известной певицы и танцовщицы Нины Петровны Назаровой, которая работала на эстраде под псевдонимом Нина Чёрная (прозвище закрепилось за смуглянкой Ниной с самого раннего детства), родилась дочь Ганга.

Случилось это, когда актриса была на гастролях в городе Омске. Сама же Нина всю жизнь прожила в Твери. Ее муж, отец Ганги Василий Иванович Мищенко, был родом из Тулы. Ганге было пять лет, когда Нина и Василий разошлись. Отец уехал к себе в Тулу, а Ганга осталась в Твери, где жила ее бабушка, мать Нины Чёрной, она и занималась воспитанием девочки. И хотя отец не жил с ними, Ганга знала, что у нее есть сводный брат, которого зовут Николай, — впоследствии известный музыкант, руководитель ансамбля «Джанг» Николай Эрденко.
Детство Ганги Баталовой было радужным и счастливым, наполненным творчеством. Ей было четыре с половиной года, когда она снялась в фильме «Цыганские напевы» и работала в Лужниках — открывала программу. Когда Ганга уже была школьницей, во время каникул мама, конечно же, брала ее с собой на гастроли. Нина Чёрная работала в ансамбле Белаша Яковлевича Вишневского, была у него бригадиром и его правой рукой.
В учебное время Ганга активно занималась общественной работой, с удовольствием ездила на картошку и ходила на субботники, была любимицей у учителей, имена которых она до сих пор помнит. От всего получала положительные эмоции, радовалась жизни во всех ее проявлениях, и это позитивное начало сохранила до нынешних времен.
К творчеству ее тянуло всегда. Учась в начальной школе, она пела в хоре, преподавателя звали Скороходов Александр Павлович. Первые песни, которые она спела, были: «Оранжевое небо» и «Купила мама Леше отличные калоши» и имели огромный успех. А еще с самого раннего детства у Ганги была тяга к постановке танцев. Свой первый танец она поставила еще учась в школе. Танец назывался «Калинка». За его постановку Ганга получила грамоту.
Окончив 10 классов, Ганга стала готовиться к поступлению в медицинский институт. Но судьба распорядилась иначе.

Мама забрала ее с собой на гастроли. И Ганга осталась в ансамбле… И вот она уже известная танцовщица, имеющая большой успех у зрителей. Но ей хочется идти дальше: она хочет сама ставить танцы. Как-то, когда ансамбль был на очередных гастролях, к ним приехал известный балетмейстер Таубе. Для Ганги это было весьма значимое событие. Она ходила на все репетиции, стараясь ничего не пропустить. Учась у мастера, впитывала всё как губка. Это была хорошая школа, которая в скором времени очень пригодилась в творчестве.
Когда Ганге исполнилось 23 года, она вышла замуж. Некоторое время еще ездила на гастроли, но после рождения двух дочерей от поездок вынуждена была отказаться. Любимые дочки подрастали, и Ганга, по натуре человек деятельный, не могла сидеть сложа руки. В 1985 году несколько активистов создали в Твери культурный цыганский центр «Романо лав», что в переводе с цыганского означает «Цыганское слово». На базе центра был создан детский музыкальный коллектив «Бахтори ромэн», руководителем которого стала Ганга Баталова, а администратором — Людмила Коклюшкина. Коллектив стал гордостью тверских цыган. «Бахтори ромэн» много выступал с концертами. Два раза ездили в Польшу на международные цыганские фестивали, и оба раза стали победителями. Их не единожды показывали по телевидению и даже приглашали выступить на сцене театра «Ромэн». Вот так, благодаря усилиям Ганги Баталовой, ансамбль «Бахтори ромэн» жил интересной творческой жизнью. В нем подросло целое поколение цыганских детей, которые смогли войти во взрослую жизнь достойными, уважаемыми людьми. Параллельно Ганга создала небольшой танцевальный коллектив «Лаутары». В 1993 году в Тверь приехали с концертами звезды советского кино М. Глузский, А. Збруев, Л. Ахеджакова, Б. Хмельницкий. «Лаутары» выступали вместе с именитыми мастерами и были украшением концертов.

Время шло, Ганга Баталова росла как педагог, и, пожалуй, равной ей в этом уже не было. Когда Вячеслав Деметер, руководитель московской детской цыганской студии «Гилори», пригласил ее работать к себе в качестве педагога и постановщика танцев, Ганга, будучи человеком мобильным, сразу же согласилась. И переехала в Москву.
Прирожденный балетмейстер, она с удовольствием делилась своими талантами, и все у нее получалось легко и радостно. В студии «Гилори» Ганга проделала огромную работу. Но ее деятельная натура требовала идти дальше. И по прошествии некоторого времени Ганга решила создать свою студию.
В 1997 году она обратилась за помощью к известным цыганским общественным деятелям Надежде Деметер и Владимиру Кутенкову. При их поддержке на базе цыганского общества «Романо Кхэр» Ганга открыла школу цыганского танца и эстетического воспитания, которую назвала «Лулуди», что в переводе с цыганского означает «цветок». Желающих заниматься в школе нашлось много, ведь у Ганги Баталовой уже был высокий авторитет. «Лулудята» активно включились в работу. Выступали с концертами на различных мероприятиях, ставили спектакли для цыганской елки, ездили на фестивали в Германию, Польшу, снимались в телевизионных программах.
Наступил 2000 год. На международном цыганском фестивале, который проходил в Москве, «Лулуди» завоевал золотую медаль. Режиссер театра «Ромэн» Павел Бобров взял для своего спектакля «Бегите, кони, бегите…» два номера из концертной программы «Лулуди»: танец с шалями и танец с бубнами. Многие родители не могли привозить детей на спектакли, пришлось Ганге возить детей самой.

Время шло, «лулудята» подрастали. Кто-то поступил в институт, кто-то стал работать на профессиональной сцене. Каждый выбрал свой путь, но у всех у них был «Лулуди», который сыграл огромную роль в их жизни.
Тем временем внук Ганги Баталовой, сын старшей дочери Златы, пошел в первый класс. Ганга, передав студию педагогу Николаю Ильинскому, занялась воспитанием внука. Сейчас мальчику уже 13 лет, он учится в кадетском корпусе. Ганга же не может жить без работы. И сегодня она является основателем и руководителем школы цыганского танца «Шантел», которую она назвала в честь своей внучки. Школа пользуется большой популярностью, и не только среди цыган. Ганга отмечает, что в последнее время интерес к цыганскому танцу вообще возрос. И еще она воспитывает 3-летнюю внучку Камиллу, говорунью и непоседу. Это дочка ее младшей дочери Анжелы Баталовой-Лекаревой, ведущей актрисы театра «Ромэн».
За плечами Ганги Баталовой музыкальное училище, Тверской институт культуры, огромный танцевальный и педагогический опыт. Огромное количество наград и, самое главное, огромное число учеников, которым повезло встретить на своем жизненном пути такого великолепного педагога, как Ганга Баталова. И сегодня эта искристая, красивая женщина, великолепная танцовщица и лучший педагог цыганского танца, полна творческих сил, энергии и юношеского задора. У нее большие планы по популяризации цыганского танца, которые не могут не осуществиться, ведь Ганга Баталова знает и любит его как никто другой.