Солнечная Ирэна Морозова — 21.03.2009
Раннее детство Ирэны Морозовой, родившейся в Москве в 1938 году, было безоблачным и радужным. Родители ее обожали, наряжали в красивые платья, дарили замечательные игрушки. Она была любимым, заласканным ребенком, маленькой принцессой в счастливом королевстве семейства Тарасовых.

Мир был красочным, гармоничным и радужным. И, казалось, ничто не могло омрачить ее счастливую жизнь. Но… Ей было три года, когда наступил 1941 год. Перед самым началом войны ее маму положили в больницу со страшным, не оставляющим надежд диагнозом – туберкулез позвоночника. Ее такая красивая, такая добрая, лучшая на свете мама была обречена быть прикованной к постели до конца своих дней, коих ей врачи предрекали очень немного…
Отец ушел на фронт в самом начале войны. Маленькая Ирэна осталась с бабушкой. Когда Москву стали бомбить, Ирэну с бабушкой, как и многих москвичей, эвакуировали. Узнав об эвакуации дочери, ее мать, человек, обладающий огромной силой воли, совершила невозможное. Воистину материнская любовь творит чудеса: она встала с кровати, чем ввела врачей в состояние шока, и ушла из больницы. Поехала искать свою маленькую девочку, потому что понимала: только она, мама, может защитить дочь в это страшное для всей страны время.
Итак, положив в небольшой фибровый чемоданчик бархатное платье, бусы и килограмм медовых пряников, мать отправилась на поиски дочери. У маленькой Ирэны сохранилось очень яркое воспоминание о встрече с матерью. Они с бабушкой лежат на байковом одеяле, бабушка спит, Ирэну же разбудил скрип открываемой двери. Маленькая Ирэна видит, как в дверном проеме в ярком солнечном свете, как фея из сказки, появляется ее мама. Ирэна с криком бросается к ней, обнимает, а мама открывает чемоданчик, отдает ей замечательно вкусные медовые пряники. Потом маму опять положили в больницу, но, победив однажды страшный недуг, она уже не поддалась болезни…
Впервые Ирэну назвали артисткой во время концертов в госпиталях, которые организовывала ее мама. Маленькая Ирэна читала стихи, причем речь ее была настолько грамотной и взрослой, что ее неоднократно принимали за лилипута, танцевала и пела военные песни. Ее выступления пользовались бешеным успехом. Когда она пела, вкладывая в такие недетские песни свою детскую душу, на глазах у видевших и боль и смерть солдат наворачивались слезы. Маленькую артистку одаривали вкусностями — кто чем мог, а та, прижав к груди свои несметные дары, несла все маме.
Через некоторое время к семейству Тарасовых приехала мамина сестра с детьми. К тому времени фашисты уже были отброшены от Москвы, и мама решила, что им пора возвращаться домой. Собрали нехитрые пожитки, все документы и деньги были упакованы в тот самый фибровый чемоданчик, с которым когда-то приехала мама. Дело было в Казани. Оставив бабушку сторожить вещи, мама пошла разузнать все о поезде. Бабушку сморил сон, и она прилегла, положив чемодан с документами и билетами под голову. Когда мама вернулась, чемодана под головой у бабушки не оказалась — его украли. Семья осталась без денег и без документов. Возвращение в Москву отложилось на неопределенный срок. Мама стала бегать по инстанциям, объяснять ситуацию. Им пошли навстречу, выделили какую-то баню, где семья и поселилась.

Надо сказать, что до этого времени Ирэна только понимала цыганский язык, но сама на нем не говорила, а тут, находясь рядом с двоюродными братьями, постоянно говорящими на цыганском, Ирэна тоже заговорила по-цыгански. Говорила, по-видимому, не совсем правильно, над ней все смеялись. Все, кроме мамы. Та всегда и во всем поддерживала дочь.
У Ирэны началась самая настоящая цыганская жизнь. Денег у них не было, так что семья кормилась случайными заработками. Ирэна с братом ходили по деревням, плясали и пели, им давали за это хлеб. Постоянное чувство голода — вот то, что осталось в памяти. Однажды, когда они с братом шли на заработки, мимо них проехала повозка, которая везла зерно. Видимо, один из мешков прохудился, и за повозкой тянулся след из зерен. Дети бежали за повозкой, подбирая зерно и распихивая его по карманам, зерна набралось довольно много. Бабушка сшила Ирэне из клеенки небольшую торбу, в которую та складывала заработанные продукты. Так вот, когда торба и карманы были заполнены зерном, счастливые дети побежали домой. Дома в котелке из добытого зерна была сварена каша, которую тут же и съели. Тетушка же занималась тем, что гадала, у нее был настоящий дар, поэтому в баню постоянно приходили женщины, просили погадать. Однажды пришла женщина, у которой на руках была похоронка на мужа. Тетушка раскинула карты и велела той идти накрывать на стол: по картам выходило, что муж жив, что он уже на пути домой и вот-вот должен приехать. Женщина, обвинив тетку в обмане, ушла. А на следующий день прибежала, просила прощения, принесла много еды. Муж действительно вернулся в тот же день…
Так они и жили, точнее выживали. В этот период у маленькой, столь рано повзрослевшей Ирэны усилилось чувство ответственности и долга за судьбу близких. Эти черты характера очень ярко выражены в личности Ирэны и по сей день. Однажды, когда Ирэна, в очередной раз придя с заработков, сказала свою коронную фразу: «Мама, я хлебушек принесла», мама залилась слезами и сказала: «Все, хватит, поехали в Москву». И они, перебираясь из пункта в пункт, стали добираться до Москвы. Однажды — дело было в Куйбышеве — Ирэне так хотелось есть, что она откусила палец у своей любимой куклы – негра, с которой не расставалась даже в эвакуации. Палец оказался невкусным, а куклу было жалко. Она долго объясняла любимому негритенку, что она не хотела, что это получилось случайно. Кукла молчала и укоризненно смотрела своими большими карими глазами.
С большими трудностями семья добралась до Москвы. Судьба оказалась благосклонной к семейству Тарасовых: их квартира оказалась в целости и сохранности, уцелела даже мебель. На кухне стоял старинный буфет, который сохранил такой фантастический запах варенья. Ирэна очень любила открывать дверцы буфета и, закрыв глаза, вдыхать вкусный запах, представляя, что она открывает банку и, загребая из банки пригоршни варенья, отправляет их себе в рот. Было так вкусно!

Шел 1945 год. Мама, будучи женщиной образованной — еще до войны она окончила цыганскую школу и педагогический техникум, — устроилась на работу в институт цветных металлов. Ирэна пошла в школу: хотя она была еще маленькой, мама уговорила директора школы записать девочку в первый класс, объяснив, что девочку не с кем оставить — бабушка сильно болела.
Началась школьная жизнь Ирэны. Она очень хорошо училась и продолжала свою актерскую деятельность. На первом этаже их дома находилось домоуправление, и как только организовывался какой-либо концерт, сам начальник поднимался в квартиру к Тарасовым, звонил в дверь и очень вежливо интересовался, готова ли артистка Ирэна выступить. И, конечно, она была всегда готова. Помимо концертов, Ирэна играла в школьном театре. Во втором классе она сыграла Тимура в спектакле «Тимур и его команда». А в третьем организовала хор.
Школьные годы пролетели незаметно. И вот ей уже 16, она окончила десять классов. Встал вопрос выбора института. По совету матери она поступила в иняз. Два года Ирэна изучала любимый французский язык, и все было очень хорошо и успешно, но в душе Ирэна понимала, что это не совсем то, чем бы ей хотелось заниматься. Поэтому, проучившись в институте два года, Ирэна пришла на просмотр в театр «Ромэн». Ее взяли. Дебют Ирэны на сцене театра состоялся в тот же вечер: в спектакле «Четыре жениха» она работала в массовых сценах. Мечта Ирэны сбылась: она стала артисткой единственного в мире цыганского театра. В скором времени молодая актриса получила свою первую роль. В спектакле «Они пришли из табора», или «Море зовет», она играла дочку начальника порта. Дальше пошли еще роли. Начались репетиции спектакля «Сони и Махеваль». Ирэна была назначена на роль Сони в учебном плане. В театре была такая практика: молодые артисты назначались на одни роли с ведущими актерами — с тем чтобы ходить на репетиции и учиться у мастеров. Однажды ведущий мастер сцены Леля Петрова, которая была назначена на роль в первый состав, по какой-то причине не пришла на репетицию, и репетировала Ирэна. Все прошло настолько хорошо, что одна из основательниц театра, Мария Скворцова, после репетиции сказала: «Теперь я могу умирать спокойно — в театр пришла настоящая большая актриса».
Но, к сожалению, роль Сони Ирэной сыграна не была. Но Ирэна, будучи оптимисткой, много работала самостоятельно. В ее театральной жизни было много ролей, причем роли были разноплановые. Например, в спектакле «Лачи» она играла сразу две роли: и девушку целомудренную, и девушку легкомысленную. Однажды режиссер Евдокимов, увидев, как она играет роль волшебницы Белой Кешалии в сказке «Цыганская Легенда», сказал, что специально для нее пишет роль без слов для спектакля «Песня на рассвете». В этом спектакле у Ирэны, действительно, не было ни одного слова. Главным средством выражения была пластика. А еще был номер — песня на немецком языке из репертуара Марлен Дитрих. За исполнение этой роли Ирэна получила одно из призовых мест в престижном в те годы конкурсе «Театральная весна».
Была роль Стрелочницы в спектакле «Золотая перина», роль Тани в спектакле «Я – цыганка», Ранница в спектакле «У дороги», были многие другие роли, но все равно Ирэна чувствовала, что способна на большее. Она ждала своей роли. В этот период Ирэна начала активно заниматься концертной деятельностью. В театр в то время пришел известный певец Баглаенко, который предложил Ирэне работать вместе с ним в концертах. Это было очень кстати, ибо у Ирэны появилась возможность реализовать свой творческий потенциал. Особое место в ее концертной деятельности, помимо народных цыганских песен, занимал романс, который в ее исполнении превращался в настоящий моноспектакль. Она очень деликатно относилась к выбору репертуара, но, видимо, не только Ирэна любила и чувствовала романс — он тоже любил ее. Так, например, Рубен Симонов, услышав в исполнении Ирэны романс, который пела Ляля Черная, рассказал, что раньше у этого романса были другие слова, которые он и передал Ирэне, а великая Изабелла Юрьева дала ей «добро» на пополнение репертуара теми романсами, в которых блистала сама.

После того как Баглаенко ушел в Ленинградский мюзик-холл, Ирэна продолжила заниматься концертной деятельностью самостоятельно. Как она ухитрялась везде успевать — остается загадкой. Огромная занятость в театре, концерты, и главное — семья — у деятельной Ирэны все получалось. За пять минут она была одета в театральный костюм, загримирована и, главное, настроена на роль.
В 1973 году Ирэна на несколько лет выбывает из репертуара. Причиной тому явилось рождение сына Бори. Когда Ирэна вернулась из декретного отпуска, она была в прекрасной, еще более мобильной форме. Опять начинается интенсивная работа в театре. И вот, наконец… Николай Алексеевич Сличенко приступает к постановке спектакля «Живой труп», где сам он играет роль Феди Протасова. Ирэна же назначена на роль Лизы. Свою мечтанную роль Ирэна Морозова сыграла блестяще. Лиза в исполнение Морозовой – это воплощение любви к Протасову, мудрая женщина, понимающая весь трагизм жизненной ситуации и неизбежный ее конец. Спектакль стал культовым. О нем много писали. Николай Сличенко был признан лучшим Протасовым.
Кстати, карьера Ирэны в кино тоже связана с пьесой «Живой труп». На «Ленфильме» шли съемки одноименного фильма. Протасова играл Алексей Баталов, Ирэну пригласили озвучивать роль Маши. В Ленинград Ирэна поехала сразу после концерта, проведя ночь в холодном вагоне, приехала на «Ленфильм» простывшая и практически без голоса. Режиссер Владимир Венгеров предложил Ирэне вместо озвучки сниматься в эпизодах, потом, посмотрев, как Ирэна работает на съемочной площадке, сказал: «Если бы я знал вас раньше, я бы вас взял и на Лизу, и на Машу».
Его слова отказались пророческими. Через много лет Ирэна сыграла в пьесе «Живой труп» роль Лизы, но уже на сцене театра «Ромэн». Потом были съемки в фильме «Я свободен, я ничей» вместе в Валентином Гафтом и Ниной Руслановой. Были и другие фильмы, но в основном – эпизоды. И, наконец, сериал «Кармелита». Однажды после концерта к ней подошел продюсер будущего сериала, выразил свой восторг и сказал, что приглашает ее сниматься в сериале. Когда Ирэна узнала, что ей предлагают сыграть 80-летнюю цыганку, она тут же отказалась. Ее долго уговаривали и, наконец, уговорили сделать хотя бы фотопробы. Посмотрев на результат и прочитав сценарий первых серий, Ирэна согласилась сниматься. И ни на секунду не пожалела: образ оказался ярким, запоминающимся. Его полюбили зрители не только в нашей стране. После того как сериал начали показывать по телевизору, люди стали узнавать ее на улице, кидались в объятия, делились своими проблемами.
Потом Ирэна снялась в фильме «Обреченная стать звездой», там она играла армянку. Однажды, дело было в Германии, к ней подлетела женщина. «Я вас знаю, — сказала она, – я тоже армянка…» Сейчас Ирэна снимается в продолжении сериала «Кармелита», но не отказывается и от других предложений. Например, совсем недавно снялась в фильме — рабочее название «Гонщики», — где играет бабушку-хулиганку, заядлого автолюбителя. А внук у нее гаишник!

Предложений много, она ни от чего не отказывается. Вообще, народная артистка России Ирэна Морозова — человек, обладающий молодой, можно сказать, юношеской энергией. Она всегда весела, коллеги никогда не видят ее в грусти. Она оптимист и труженик, поэтому, наверное, ей все удается. Помимо работы в театре, съемок, она еще постоянный член жюри самого престижного конкурса романса «Романсиада», ездит с концертами не только по нашей стране — по всему миру. Еще она пишет великолепные стихи, но это, по словам самой Ирэны, не стихи ради стихов, а состояние души. И еще она прекрасная хозяйка, на даче у которой растут «дары природы», о которых она может очень живописно, со свойственной ей заразительностью радостно рассказывать. У нее двое взрослых детей: дочь Юля, которая живет в Америке, и сын Борис, живущий в Москве. Трое внуков: старшие — Тони, или попросту Антон, живет в Америке, но часто приезжает в гости к бабушке и дедушке, — и Даша — одногодки, им по 11 лет, и младший Родион, которому скоро исполнится четыре года – любознательный шалун.
Вот такая она, эта молодая, подтянутая, брызжущая энергией и жизнерадостностью, и в то же время мудрая и снисходительная Ирэна Морозова. По-настоящему народная артистка, любимица сотен тысяч зрителей.