Ян Сергунин. Юрист, политик, правозащитник — 19.03.2009
В 2009 году исполнилось бы 55 лет Яну Сергунину (Решетникову) – юристу, правозащитнику, политику, бизнесмену. А в июне этого года – еще одна дата: пять лет со дня убийства Я.А. Сергунина.

Ян Сергунин происходил из сибирских цыган, из рода «решетники». Окончив военное училище и отслужив в армии, перешел на работу в 8-е главное управление МВД СССР. Это подразделение обслуживало «закрытые» предприятия и населенные пункты. Затем занялся бизнесом, после чего перешел в Центр экономических реформ при Правительстве РФ. В 1996 году вернулся в бизнес. С 2000 года работал в государственных структурах: вначале – в судебном департаменте при Верховном суде РФ, затем был назначен руководителем судебного департамента Чечни с присвоением звания генерал-лейтенант юстиции. В октябре 2001 года Я.А. Сергунина назначили на должность вице-премьера Чечни.
Я. А. Сергунин имел ученые степени доктора философии и кандидата юридических наук. Был удостоен ордена Дружбы. Писал стихи на цыганском языке и басни. Был обладателем черных поясов по контактному каратэ и таэквон-до.
В последние годы жизни Ян Александрович занимался деятельностью, направленной на правовую защиту цыганского населения. Основал фонд поддержки малых народов «Толерантность», издал книгу «Правовая самозащита». В ней были даны подробные практические советы, как защитить себя от произвола правоохранительных органов.

25 июня 2004 года Я.А. Сергунин был застрелен в Москве, на улице Покровка. По версии следствия, его убийцы – члены организованной преступной группы – причастны и к другому преступлению – убийству главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова, совершенному в июле того же года. По некоторым данным, Хлебников работал над книгой о нецелевом использовании государственных средств, поступавших на восстановление Чечни, и его консультантом должен был стать Ян Сергунин. Жена Я. А. Сергунина, Камилла, была при покушении серьезно ранена.
Похоронен Я. А. Сергунин в Москве, на Троекуровском кладбище. У него остались жена и двое детей – сын Саид и дочь Тамара. Сейчас Саиду восемнадцатый год. Мы попросили его рассказать о том, как сложилась жизнь семьи после трагической гибели отца.
- Мама, слава богу, чувствует себя хорошо. Она, как и отец, юрист, занимается адвокатской практикой. Сестре тринадцать лет.
- Твой отец происходил из русских цыган. А почему у тебя мусульманское имя?
- Моя мама – по национальности чеченка. Когда они решили пожениться, принял мусульманство и отец.
- Саид, каким ты помнишь отца?
- Он был смелым, умным. И очень добрым. Помогал многим людям, деньги раздавал всем, кто его просил о помощи. Если кому-то было плохо – ему тоже было плохо, чужое горе он переживал как свое. Я знаю, что в Чечне его уважали, он много сделал для ее народа. Мы до сих пор поддерживаем добрые отношения с президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым и его семьей.
- А цыганские традиции в семье были?
- Да, отец знал цыганский язык. И меня учил. Дружил со многими цыганами. Кстати, в тот вечер, когда его убили, он встречался с цыганами, своими друзьями, мужем и женой…
- Кем ты хочешь стать после школы?
- Хотелось бы связать свою жизнь со службой в органах государственной безопасности. Продолжить дело отца. И найти тех, кто его убил. Мне очень не хватает отца. Я стараюсь быть таким, каким он хотел меня видеть: не бояться трудностей, почитать старших, помогать людям. И служить своему народу.