Романтика романса — 14.10.2008
Национальная культура — это величайшее богатство человечества, предмет гордости и средство объединения любого народа. Пока существуют язык, искусство, традиции и целый ряд других её составляющих, живёт и нация, тот или иной народ. Не стали исключением и цыгане.

Самобытная цыганская культура, особенно музыкальная и хореографическая, пользуется популярностью во всём мире.
В России еще с державинских времен полюбили пение цыган. Цыганским искусством восхищались Пушкин, Лев Толстой, Куприн, Лесков, Горький, Блок, многие композиторы, оно вдохновляло их на создание шедевров русской и мировой классики. Искусство русских цыган стало одной из вершин мировой музыкально-хореографической культуры.
Цыгане оставили в культуре русского народа неповторимый, глубокий след. Цыганская культура стала частью русской культуры, и невозможно представить себе культурную жизнь России без цыганского романса, цыганской темы в литературе и искусстве. Цыгане дали российской культуре таких выдающихся мастеров, как Стеша и Таня, известный хор Соколовых, Варя Панина, Нина Дулькевич, Вадим Козин, Ляля Черная, Николай Сличенко и многие, многие другие.
Как мы знаем, первый цыганский хор был создан ещё в 1774 году по распоряжению графа А. Г. Орлова-Чесменского в подмосковном селе Пушкино. Едва появившись, цыганские хоры уже в начале XIX века пользовались большой популярностью. Кстати, внучка знаменитой солистки цыганского ансамбля Стеши была крестницей Александра Сергеевича Пушкина. Как отмечает М. В. Мурьянов, в жизни А. С. Пушкина это единственный случай его крестного отцовства.
В хорах, кроме русских народных песен, цыгане часто исполняли песни, созданные профессиональными поэтами и музыкантами Державиным, Фетом, Кольцовым, Апухтиным, Григорьевым. Такие русские композиторы, как Алябьев, Варламов, Гурилев, часто писали музыку на слова известных лирических стихотворений специально для цыганских исполнителей. Так родился городской «жестокий» цыганский романс, который вошел в моду с конца XIX века и не перестает быть популярным и сейчас.
Романс стал «визитной карточкой» хоровых цыган, а успех цыганских хоров не был дешёвым успехом. Цыгане не просто пели русские песни — они помогали раскрыться тому богатому потенциалу, который был заключён в мелодии, но оставался недоступен посредственному исполнителю, их импровизации всегда поражали новизной и особого рода отвагой — нарушением всяких законов во имя высшей гармонии.
Об успехе хоров говорит такой интересный факт: администрация Царско-сельской железной дороги, желая повысить доходы, выписала на зиму 1838 года цыганский хор, который и стал петь в Павловском вокзале. Эта новинка так понравилась петербургской публике, что последняя валом валила в Павловск, а места в поездах брались с бою.
В хорах исполнялись произведения, которые без цыган были бы обречены на забвение, хоры воспринимались как хранители утраченной традиции, они проникновенно пели те песни, которые уже были забыты в народе. Их пение вызывало восторг у искушённой публики, прежде всего, потому, что Соколовский хор особым образом расставлял акценты, словом, по меткому выражению Куприна, «перецыганивал» русскую песню на свой лад.
Цыганская тема нашла своё выражение в пьесе Льва Толстого «Живой труп». Интерес Льва Толстого к цыганам отразился и в его письмах, и в дневнике, в котором читаем: «Кто водился съ цыганами, тот не может не иметь привычки напевать цыганские песни». «Каждый русский будет сочувствовать цыганской песне, потому что корень ее народный», — писал большой знаток цыганской песни Лев Толстой. В письме к брату Сергею, который был женат на цыганке Маше Шишкиной, Лев Толстой пишет: «По-цыгански я совсем забыл… Однако помню камама тут и говорю его тебе от души». Л. Н. Толстой, в молодости страстный поклонник цыганского пения, писал: «Было время, когда на Руси ни одной музыки не любили больше цыганской, когда цыгане пели русские старинные хорошие песни: «Не одна», «Слышишь», «Молодость», «Прости» и т.д. и когда любить цыган и предпочитать их итальянцам не казалось странным… Цыганская музыка была у нас в России естественным переходом от музыки народной к музыке учёной». «Почти сто лет держалось увлечение цыганской песней, — пишет Куприн в статье «Фараоново племя», — недаром же этому увлечению отдали искреннюю и страстную дань два самых великих человека 19 столетия, один, одаривший его начало, другой, увенчавший его конец. Один – Пушкин, другой – Толстой».
В начале ХХ века, уже на склоне лет, Лев Николаевич создал пьесу «Живой труп», где фигурирует цыганский хор. И здесь авторской рукой вставлены ремарки об исполнении трёх песен: «Кон авэла», «Шэл мэ вэрсты» и «Не вечерняя».
После смерти Льва Толстого в постановке драмы «Живой труп», ставшей событием года, принял участие хор Н. И. Шишкина. Солисткой хора была Елена Баурова (Шишкина), которую в ресторане «Самарканд» обезумевшая от восторга публика окунула в ванну с шампанским.
Позднее, в 1860 г.г. появился хор Федора Соколова. Сергей Львович Толстой вспоминал об игре Соколова: «Это были бесконечные вариации и импровизации на цыганские песни. Звуки лились, бежали, перегоняя друг друга, затем обрывались и замирали...» В дневниках Александра Блока мы читаем: «Мир прекрасен и в отчаянии – противоречия в этом нет. Жить надо так, чтобы равнодействующая жизни была цыганская – соединение порядка и беспорядка. Душа моя подражает цыганской, и буйству и гармонии её вместе, и я пою тоже в каком-то хору, из которого не уйду».
Так, постепенно, мода на цыганское искусство вошла в жизнь столицы. А в 1818 году в Большом театре был поставлен балет «Цыганский табор», в котором солировали знаменитые балерины Истомина и Колосова. Триумфом творческой деятельности хоровых цыган была их поездка в 1878 году на Всемирную выставку в Париж. Поклонниками хора стали и персидский шах, и «король» оперетты Жак Оффенбах. Успех был поразительным, и хор на обратном пути играл в Вене, Кельне и Дрездене.
Интерес к цыганскому искусству был настолько высок, что в 1888 г. в Малом театре была поставлена оперетта «Чавэ дро вэша» («Дети полей и лесов»). Кроме того, был организован хор любителей цыганского пения, в котором принимала участие знаменитая балерина М. Кшесинская.
Вот что писал Куприн о цыганских хорах: «В то время жена-цыганка, певица или плясунья, – была большая честь для супруга. В одном хоре купец, владелец волжских пароходов и баржей, намертво влюбился в плясунью. Он так одаривал свою неподатливую зазнобу, так угощал цыган, стараясь широтой и удалью забрать в полон цыганскую её душу, что разорился. Вот тогда-то цыганка и поверила ему, вышла за него замуж и привела в хор. Бывший купец стоял позади хора с гитарой и подпевал. Надо сказать, что он принёс хору «цыганское счастье»: все купцы, узнав эту романтическую историю, ездили кутить только к своему. Денег не жалели и каждый раз наказывали цыганам: «Вы нашего – уважайте! Хоть он малость и … того… Но душа-то у него наша – волжская!»
Великий композитор Ференц Лист так заслушался цыганским выступлением, что опоздал на своё собственное! Вот как об этом пишет Пыляев:
«…Назначается его концерт в Большом театре, начало объявлено в 8 часов, зала театра полным-полнёхонька, ждут великого пианиста, назначенный час наступил, но Лист не показывается; вот четверть, вот половина девятого, а Листа нет и нет, публика в смущении. Ещё несколько минут и Лист быстрыми шагами выходит на сцену, садится за рояль и, проиграв мотив из цыганской песни “Ты не поверишь”, которой и в программе не значилось, начинает импровизировать вариации. Публика, разумеется, была в восторге от этой неожиданности… В первом же антракте объяснилось, что Лист перед концертом заехал к цыганам и до того увлёкся их пением, что позабыл о своём концерте. На последнем его концерте в числе слушателей находился в полном составе хор Ильи Соколова, которому Лист прислал билеты».
Таким образом, пение русских цыган со временем превратилось в одно из крупнейших достижений мировой музыкальной культуры. Цыганская музыка в свою очередь оказала влияние на русскую музыкальную традицию, что нашло отражение в творчестве многих русских и зарубежных композиторов, особенно в XIX и XX в.в. Старинный русский романс обогащается цыганскими красками. Так проявилось взаимовлияние и взаимодействие культур двух народов.
После революции положение цыган изменилось, гражданская война сопровождалась голодом и разрухой, была сломана исторически сложившаяся структура заработков, и хоровые цыгане с закрытием ресторанов практически остались без средств к существованию. Но уже до начала Второй мировой войны в России стали появляться первые цыганские ансамбли. После войны, под влиянием творческих находок «Ромэна», образовалось огромное число цыганских ансамблей, развернувших гастрольную деятельность по всей стране. Их песни и танцы становились образцом для цыганской молодёжи, которая пополняла ансамбли, работать в них было очень престижно. Рассказ об этом может быть темой следующих публикаций.
Так, к большому сожалению, мы вынуждены констатировать, что лишились пения знаменитых хоров Москвы и Петербурга, которые несколько десятилетий назад уступили место цыганским ансамблям.
В наши дни искусство цыган переживает большие трудности. После перестройки, которую все восприняли с воодушевлением, многое изменилось: исчезли госконцертовские ставки, государственный контроль, худсоветы, непременно требовавшие, чтобы в репертуаре цыганских ансамблей звучали патриотические песни о партии и т. п.; появилось множество новых ресторанов. Но свобода имеет и обратную сторону — конкуренция в сфере искусств тоже возросла. По России гастролируют мировые эстрадные знаменитости. Выбор у зрителей стал гораздо богаче. Цыганскому исполнителю трудно сделать такие же сборы, как прежде. Артистическая деятельность приходит в упадок, резко сократился спрос, посещаемость концертов. В такой обстановке цыганские артисты за счастье считают работу в ресторанах, что может повлечь за собой дисквалификацию, утрату стимула роста. Распались многие талантливые коллективы, искусство цыган несет, к сожалению, и потери.
На этом фоне любые попытки возродить цыганское хоровое пение, вернуть в концертные залы, на эстраду, цыганский романс мы рассматриваем как стремление сохранить цыганское искусство. В последние годы в этом особенно преуспел заслуженный артист РФ, 40 лет проработавший в театре «Ромэн», пропагандист, собиратель и исследователь цыганского романса Анатолий Титов. Создав 10 лет назад клуб любителей романса «Хризантема» при Центральном доме актёра им. А.А. Яблочкиной, А. Титов не только возродил романс, но и создал новую музыкальную атмосферу вокруг него – проводятся конкурсы, концерты, фестивали в разных российских городах. А. Титов издаёт уникальную антологию городского романса «Любовь – оружию под стать…» Наконец, не без его поддержки и участия на канале «Культура» выходит передача «Романтика романса». Одна из них, посвящённая цыганским хорам, цыганскому романсу, недавно прошла по этому каналу. А. Титов, понимая необходимость возрождения нашей культуры, пошёл дальше – стал инициатором воссоздания цыганского хора, в котором поёт талантливая молодёжь – Диана и Миша Савельевы, Анжела Лекарева, Алмаза и Аделина Плахотные, Эдик и Руслан Швыдченко, Петр Янышев, Слава Селибжанов, Руслан Румянцев. В «роли» хоревода во время съемок передачи был известный артист Александр Савельев.
Вспомним, как описывали выступление хора в Павловске в журнале «Северная пчела» за 1838 год:
«Вошел хор цыган. Женщины сели полукругом по средине зала… Мужчины стали позади стульев, а в средине полукруга с гитарою в руках стал хоревод Илья Осипыч! Пошли разные песни: заунывные, плясовые, а каждый раз раздавались громкие рукоплескания и восклицания „браво, брависсимо». Несколько песен слушатели заставили повторить. Можно смело сказать, что все присутствовавшие были приведены в восторг»!
Именно такой хор воссоздал А. Титов, и надо сказать, ему это удалось. Аккомпанировали вокалистам только гитары, как и было принято в старинных хорах, начался концерт исполнением русской народной песни «Матушка», затем мы услышали старинные цыганские песни и, конечно же, романсы. Народная песня, которая редко исполняется в последние годы, зазвучала по-новому, и зрители увидели необычайно эмоциональную, зажигательную музыкальную картинку. Зал музея им. А. С. Пушкина, в котором проходили съёмки, был полон, после каждого выступления раздавался шквал аплодисментов и крики «Браво!»
Невольно задаёшься вопросом, почему цыганская классика, исполняемая в лучших фольклорных традициях, не имеет доступа к широкой российской публике? Почему мы так часто вспоминаем о том, как пела Варя Панина или хор Соколова… и ничего не предпринимаем для возрождения цыганского хора? Стало ясно, что попытка А. Титова вернуться к народным истокам удалась, и выступление новоиспечённого хора было ярким, интересным и очень убедительным. А молодость его участников придала выступлению особую энергетическую силу, волшебство и красоту. И появляется уверенность в том, что цыганское искусство, искусство романса не умирает, преемственность поколений, передача традиций от старших к младшим продолжается. Время неумолимо движется вперёд, прославленное на весь мир искусство российских цыган развивается, а талантливая молодёжь представляет бесценное сокровище для народной культуры. Появляются новые и новые исполнители, растёт новое поколение, которое помнит и знает свою национальную культуру.