Цыгане и революция в России — 15.03.2007
Раньше было принято считать, что цыгане восприняли революцию с радостью. Лукавое умолчание состояло в том, что в цыганской психологии традиционно заложено почтение к богатству.

В цыганском фольклоре фактически нет сказок или песен с осуждением богачей. О предках, которые имели много золота, удачливо торговали лошадьми, цыгане складывают легенды и передают их из поколения в поколение. Богатые люди из нецыганской среды также не могли быть объектом ненависти, поскольку они были покупателями лошадей, слушателями хоров. Само их существование являлось основой благосостояния цыган. Гражданская война сопровождалась голодом и разрухой. Хоровые цыгане с закрытием ресторанов остались без средств к существованию. Для барышников страшным ударом стало запрещение держать в личном хозяйстве лошадь. В Москве закрылся знаменитый конный рынок; опустели конные ряды и в других городах страны. Таборный уклад, веками державшийся на торговле, ремесле и гадании, теснился со всех сторон новой жизнью. Не имея доходов от традиционных цыганских промыслов, таборы стали редеть. Всё больше семей шло в колхозы и на фабрики. Кочевники, которые упрямо держались за прежний уклад жизни, испытывали значительные трудности: дырявые шатры, немногочисленные лошади, голодные дети.
Не обошли стороной цыган и сталинские репрессии. Солженицин в знаменитом «Архипелаге» приводит воспоминания бывшего чекиста Калганова. «Большой террор» был в разгаре. Центральные органы НКВД рассылали на места грозные директивы и контрольные цифры: где сколько надо посадить.
«…В Ташкент пришла телеграмма: «Шлите двести». А они только что выгребли и как будто «некого» брать. Ну, правда, подвезли с районов с полсотни. Идея! Взятых милицией бытовиков — переквалифицировать в 58-ю! Сказано-сделано. Но контрольной цифры всё равно нет. Доносит милиция: что делать? На одной из городских площадей цыгане нахально разбили табор. Идея! Окружили — и всех мужчин от семнадцати до шестидесяти загребли как Пятьдесят Восьмую! И — выполнили план!»
Поводом для ареста и конфискации имущества стали внешние атрибуты богатства цыган – золотые мониста, серьги, браслеты. Иными словами — аксессуары национального цыганского костюма.
Только в последнее время стали появляться единичные публикации о сталинских репрессиях против цыган. Однако основным источником для нас являются устные воспоминания семей репрессированных.

Папуш Михай со слов своей матери рассказывает о том, как около 1935 года в средней полосе России был схвачен кэлдэрарский табор человек в триста. Людей в летнюю пору, в жару набили в вагоны-теплушки и повезли в Сибирь. Это была опробованная во время сплошной коллективизации практика массовой ссылки. По пути табору давали пить тухлую воду — в результате, когда эшелон прибыл на место назначения, половина людей осталась в теплушках. Уцелевшую половину коммунисты загнали в тайгу, где вокруг не было никакого жилья — привезли и бросили на произвол судьбы. Цыгане остались один на один с дикой природой. Через какое-то время они стали убегать — они шли через страшную огромную тайгу босые, истерзанные, голодные. Шли туда, где была хоть какая-то жизнь. Табор так и полёг в лесной глуши — земля была усеяна яркими пятнами цыганских юбок… До людей дошли всего десять-двадцать… Остались очевидцы, сейчас это уже старые люди.
Папуш Михай упоминает страшный эпизод — как бредущая по тайге цыганка наткнулась на распростёртое тело. Это была другая женщина, которая только что скончалась. Грудной ребёнок пытался сосать грудь, а мать была уже мёртвая! Полуживая женщина взяла малышку — где шла, где ползла, — но выбралась из гиблого леса. И эта цыганка, и её приёмная дочь — выжили. Мама Папуши встретилась с ними, когда девочка была уже взрослая.
Кроме «коллективных» арестов практиковались «индивидуальные». В своих мемуарах Ольга Деметер-Чарская пишет о своём отце, пострадавшем в 1934 году: «Вдруг, как раз перед Пасхой, в пятницу, когда мама пекла куличи, пришли к нам домой какие-то люди и на чёрной большой машине увезли мать, отца и брата Петра. В это же время, по непонятным причинам, арестовали многих цыган. Их обвиняли в преступлениях политического характера. Арестовали даже того цыгана, который жил с семьёй в недостроенной землянке, а его дети зимой полуголые катались на одном коньке, привязанном к голой ноге. Через 10 дней те же неизвестные, которые арестовали отца, забрали при обыске всё, что мы скопили за всю жизнь. Петра и маму отпустили, а отца отправили отбывать срок по политической статье — и мы даже не знали куда. Вот так закончилось стремление Ишвана жить с семьёй и родственниками оседло. Только через много лет, когда реабилитированный отец вернулся домой, он рассказал о пережитом».

Сейчас, когда стали доступны архивы, появилась возможность своими глазами взглянуть на документы НКВД. Что касается описанного выше дела Ишвана Деметера, то в наших руках имеются материалы с Лубянки, показывающие, насколько вздорными были обвинения против цыган.
Вот перед вами так называемая «Анкета арестованного», внизу которой впечатано недвусмысленное требование: «анкета заполняется чётко и разборчиво со слов арестованного и проверяется документальными данными».
Что же установлено органами об Ишване Деметере?
Имущественное положение в момент ареста: имеет деревянный домик. То же до 1929 года: кочевал. То же до 1917 года: то же. Служба в царской армии и чин: не служил. Служба в белой армии и чин: не служил. Служба в Красной армии: не служил. Социальное происхождение: сын ремесленника (цыган). Политическое прошлое: аполитичен.
А вот как звучит окончательное обвинение:
«Деметер Степан Петрович (Ишван) достаточно изобличается в том, что он является булибашем (атаманом) и главным судьёй племени, идеологически своей а/с деятельностью разлагал племена. Организовал лжеартель, получил через живую связь иностранный паспорт от цыганского короля польского разведчика КВЕКА, в 1919 г. руководил политбандой до 5000 чел. Агитировал за переход в Румынию, занимался скупкой валюты.
Привлечь в качестве обвиняемого по ст.ст. 58.6, 10, 11, 593 УК РСФСР, а мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей при ЦДПЗ по 1-й категории».
Уполномоченный Нудель.

Так аполитичный кочевник превратился в шпионского пособника, руководителя политбанды. «Политбандой» здесь именуется обычный табор, который Ишван Деметер действительно возглавлял в 1919 году. Правда, табор состоял из нескольких больших семей, но ведь если цыган было всего двести, это вполне укладывается в формулу «до 5000 человек», не так ли? Что касается скупки валюты, это тоже правда. В царской России золотые деньги имели небольшой диаметр, и женщины нашивали их на кофту или по краям косынки. Для монист котировались только талеры и дукаты с изображением австрийского императора Франца-Иосифа и американские двадцатидолларовые монеты. Часть этих денег кэлдэрары привезли с собой из Австро-Венгрии в начале XX века, а часть, естественно, приобретали. При арестах цыгане пытались объяснить представителям карательных органов, что их «валюта» — это уже украшения, что монеты просверлены или снабжены ушками, и это затрудняет дальнейшую перепродажу. Такие объяснения во внимание не принимались.
Выписка из протокола особого совещания при коллегии ОГПУ от 29/IV 1934:
Слушали: Дело № 1232-34г. по обв. Деметер Степана Петровича, прозывающегося по-цыгански Ишван, по ст. 58-6, 59-12 УК. Постановили: Деметер Степана Петровича Ишван, 1879 г.р., цыган племени «ионешти», медник-лудильщик — Заключить в концлагерь сроком на десять (10) лет, считая срок с 18/IV-34 г. Дело сдать в архив.
Семейное предание гласит, что уполномоченный Нудель по-человечески отнёсся к арестованному. Понимая, что перед ним невиновный цыган, он несколько раз не являлся на заседания тройки, когда должно было слушаться дело Ишвана. Он пришёл только в день, когда по случаю какого-то пролетарского праздника всем подсудимым давали вместо расстрела десять лет, и тем спас ему жизнь… Только во время «хрущёвской оттепели», в 1961 году, Ишван Деметер был реабилитирован по обеим статьям.

Особой страницей цыганской истории является комплекс мер, предпринятых советской властью в тридцатые годы ХХ века и направленных на улучшение жизни цыган. Организовывались цыганские школы, трудовые артели, издавались книги, газеты, журналы на цыганском языке. В разных областях России были созданы цыганские колхозы. Всего в России к 1938 году их было создано 52. Но цыганские колхозы либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались. В это время появился педагогический техникум, в 1926 г. создан Всероссийский союз цыган и, наконец, в 1931 г. — знаменитый театр «Ромэн», сыгравший значительную роль в формировании национальной творческой интеллигенции.
Все положительные перемены в жизни цыган были сведены на нет сталинской национальной политикой. По всей стране закрывались национальные школы, перестала издаваться литература на языках национальных меньшинств, все эти меры были применены и к цыганам.
Вторая мировая война вследствие расизма, геноцида, развязанного гитлеризмом, унесла более 500 тысяч жизней цыган Европы, в том числе России, Украины и Белоруссии, — замученных в Освенциме, Майданеке, Бухенвальде и других концлагерях, газовых камерах только за то, что они были цыганами. По имеющимся у нас сведениям, за годы войны было одиннадцать Героев Советского Союза и множество кавалеров самых высоких орденов. Военные профессии цыган разнообразны: они были пехотинцами, танкистами, лётчиками, стрелками-радистами, артиллеристами, десантниками.
После войны шёл переход цыган к оседлому образу жизни, всё большее число детей получало систематическое образование. С одной стороны, это было продолжением процесса, который начался ещё до революции. С другой — частью общемировой тенденции.
Советская власть положила конец таборной жизни цыган. В 1956 году вышел Указ Президиума Верховного Совета о переходе цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение указу грозило 5 лет ссылки с исправительно-трудовыми работами. Под страхом этих карательных мер многие цыгане были вынуждены осесть там, где застал их указ. Это событие уже новейшей истории, более подробно о которой мы расскажем в следующих статьях.