Василий Бизев: Артист. Режиссер. Поэт… — 15.03.2008
Василий Федорович Бизев родился в 1914 году на Украине в городе Глухов, в семье оседлых цыган, занимавшихся конным делом. Это дало ему возможность получить общее образование.

Семья была большая, со множеством родственников, и к одному из них, своему дяде Антону Тимофеевичу Бизеву, Василий Федорович был очень привязан. Дядя, лет на пятнадцать старше племянника, работал драматическим артистом в различных украинских труппах. Он и увлек юношу театром. И в 1933 году привез в Москву, в цыганский театр «Ромэн». Высокого, красивого молодого цыгана сразу приняли в тогда еще малочисленную труппу.
Атмосфера театра была студийной – легкой, радостной, коллектив — дружным и работоспособным. В годы становления «Ромэна» его артисты были самобытными, одаренными, но еще наивными и не совсем профессиональными. Однако охотно и с удовольствием учились актерскому мастерству.
Мечта В. Бизева быть артистом становится явью. Молодой артист вступил на путь постижения азов актерской профессии: мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение и так далее.
В 1934 году ведущий артист Московского Художественного театра заслуженный артист РСФСР Борис Иванович Вершилов приступил к постановке спектакля по пьесе И. Ром-Лебедева «Свадьба в таборе», назначив В. Бизева на роль Серго. Также, как ни удивительно, назначил режиссером этого спектакля.
Узнала я об этом событии, увидев ставшую коричневой от времени программу этого спектакля, сохранившуюся в Библиотеке искусств.
Вот так своеобразно начался творческий путь совсем молодого Василия Бизева.

В начале тридцатых годов в нашей стране появилось много новых театров, родилась новая драматургия. Цыганский театр не отставал от времени. В «Ромэне» ставили современные пьесы цыганских драматургов Н. Германо и И. Ром-Лебедева. Однако основу драматургии в тридцатые и последующие годы составила все-таки классика. Василий Бизев играл почти во всех спектаклях театра.
«Ромэн» стал для него СУДЬБОЙ во всех отношениях. Здесь он в 1937 году женился на талантливой артистке театра Варваре Вербицкой, которая работала в «Ромэне» со дня его основания. Образовался творческий союз и семья на всю жизнь. Здесь же замечательные артисты, режиссеры, художники научили его мыслить широко, образно, приобщили к литературе, живописи, познакомили с представителями творческой интеллигенции, которая относилась к нему с симпатией и уважением.
В «Ромэне» Василий Федорович состоялся как сложная сильная личность, сполна самовыразился в творчестве, стал выдающимся цыганским артистом.
Василий Федорович создал целую галерею разнообразных характеров: смешных и жестких, злобных и добрых, благородных и подлых.
Играя влюбленного в Олесю Ивана Тимофеевича в спектакле «Олеся» в постановке Петра Савича Саратовского, артист создал мягкий, лиричный образ. В спектакле «Свадьба на мельнице» по пьесе Ан. Гиммера в постановке С. А. Баркана играл Себастьяна как жесткого, властного, порочного человека. В спектакле «Грушенька», поставленном в 1946 году Б. И. Вершиловым, сыграл роль проходимца-магнетизера драматично и в то же время гротесково.

Не буду перечислять все его роли. Но нельзя не сказать об образе Урсу, созданном артистом в спектакле «Горячая кровь» по пьесе И. В. Хрусталева. В этой роли пронзительно звучала тема трагического одиночества, но так же мощно, выразительно была раскрыта тема цыганской вольницы, нежелание героя изменять прежний образ жизни, сворачивать с дороги предков — подобно яростному хищнику, не желающему идти в благоустроенную клетку. Этой роли он отдавал все свои силы, как впрочем, всей своей многогранной деятельности.
Первый режиссерский опыт Василия Федоровича не стал единственным. Он работал в качестве режиссера над многими спектаклями, их было не менее двадцати.
В. Бизев поставил телеспектакль на телевидении «Трефовый король» с ведущими артистами цыганского театра. Много времени и души отдавал педагогической работе. Вводил молодых артистов на роли текущего репертуара. Василий Федорович бережно и терпеливо работал с артистами. Насколько помню, всегда был благожелателен в отношениях со всеми членами коллектива. Человек он был жизнелюбивый. Обладал мягким юмором и прозорливостью. Очень любил писать цыганские стихи, на тексты многих из них пели песни в спектаклях театра «Ромэн».
Думаю, что Василий Федорович внес очень весомый вклад в историю и развитие нашего искусства, в котором он прожил свою жизнь буквально до самого конца. На сцене «Ромэна» играл свою последнюю роль, не договорил слова… Закрыли занавес. «Скорая помощь» увезла его в больницу. Увезла навсегда.
Его не стало в тот ужасный ноябрьский день 1976 года…
Но осталась мощная энергетика его большого таланта, которая будто бы впиталась в стены нашего уникального театра. Он всегда с нами.