Николай Васильев: 50 лет со дня рождения, 35 лет творческой деятельности — 15.03.2008
Николай Николаевич Васильев – музыкант, певец, исполнитель цыганских народных песен и русских романсов, лауреат многих международных конкурсов, участник съемок и озвучивания таких фильмов, как «Из жизни отдыхающих» Н. Губенко, «Жестокий романс» Э. Рязанова, «Детский сад» Е. Евтушенко, «Очи черные» Н. Михалкова, «Цыганка Аза» Вл. Кохана, и многих других, где звучит цыганская песня.

С известным цыганским музыкантом беседует журналист Татьяна Михайлова.
- Добрый вечер, Николай! Мне приятно поздравить вас с круглой датой и быть у вас в гостях накануне выхода третьего номера журнала «Цыгане России». Наш журнал не мог обойти такое событие и не рассказать о вас нашим читателям. Ваш голос стал достоянием цыганского народа. В 2000 году вышел альбом «Лучшие цыганские песни и романсы ХХ века», и среди голосов Вари Паниной, Вадима Козина, Ляли Черной, Николая Сличенко, Николая Эрденко и многих корифеев цыганского исполнительского искусства звучит и ваш голос! Расскажите, как все начиналось…
- Во-первых, я хочу выразить глубочайшую признательность всей вашей редакции и президенту нашей цыганской автономии Александру Бариеву! А поскольку я родился в женский день, то, конечно, поздравляю всех цыганских (и не цыганских) девочек, девушек и женщин с этим замечательным, веселым и радостным праздником! Хочу пожелать вам, чаялэ, весеннего тепла, любви, счастья, творческих побед и свершений, рожать побольше талантливых и красивых детишек! Бахт тумэнгэ, родные вы наши!
Ну, а началось все с того, что я родился в 1958 году в Москве, в цыганской семье талантливейших артистов Николая Васильева и Любови Деметер. С самого раннего детства меня окружали люди высочайшей цыганской культуры, в нашем доме всегда звучала цыганская песня! Мама и папа были очень гостеприимными людьми, и на все цыганские праздники у нас собирались представители всей цыганской интеллигенции.
- А какие праздники считались у вас главными?
- О, это, конечно, Пасха и Рождество! А еще — Петров день, праздники Николы, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мама с бабушкой всегда заранее готовились к этим дням. На Пасху пекли куличи, красили и святили парноре, запекали гусей, кур, индюшек, готовили савияко.
- Савияко — это такой сладкий вкусный рулет, да? Я была однажды на празднике у цыган-кэлдэрарей, там тоже готовили савияко!

- Совершенно верно, настоящий савияко готовят только у кэлдэрарей!
На таких застольях в нашем доме запросто можно было послушать дядю Мишу (известного артиста Михаила Михайловича Шишкова). Попеть и поплясать с докторами наук, доцентами, профессорами, композиторами – нынешними и будущими, — это все были представители семьи Деметер: Петр Степанович, Роман Степанович, Георгий Степанович, Нина, Ольга Степановна, Владислав Петрович, Любаша (Любовь Георгиевна), Надюшка (Надежда Георгиевна), Тамара (Тамара Романовна). Услышать народные песни в исполнении моего папы и дяди — братьев Николая и Алексея Васильевых — и многих представителей нашей большой музыкальной семьи! Я помню, как однажды в наш дом приехал Николай Алексеевич Сличенко, он приехал поздравить жениха и невесту – моего старшего брата Петю и его невесту Розу (Петра Деметра и Розу Джелакаеву).
Первые мои публичные выступления начались именно тогда, на этих застольях! Я вставал на стул рядом со своим братом Вячеславом Васильевым, и мы дуэтом, как и старшие, братья Васильевы, запевали народную цыганскую песню «Рисев»!
– Получается, вашей творческой деятельности тоже около пятидесяти?
– (Смеется). Выходит, что так! На самом деле в возрасте семи лет я поступил в Московское государственное хоровое училище им. А. В. Свешникова и начиная с восьми лет пел с прославленным хором мальчиков произведения ведущих композиторов мира, включая Баха, Моцарта, Гайдна. На международном фестивале хорового искусства, проходившем в 1967 году в Польше, в городе Познань, я впервые в составе хора стал лауреатом! Мы записывали пластинки, озвучивали фильмы, выступали на самых престижных концертных площадках в Москве и за ее пределами. Это был настоящий профессиональный коллектив, только вот денег нам не платили!
- Ага! Так, значит, карьера профессионального цыганского исполнителя Николая Васильева началась все-таки несколько позже…

– Да, в пятнадцать лет я пошел работать в цыганский ансамбль под руководством братьев Васильевых. Я совершенно не предполагал, что буду делать в ансамбле, ведь я почти разучился петь по-цыгански! Но к тому времени я неплохо играл на фортепиано, и дядя Леня (папин брат) купил мне енику (небольшое электропианино) и сказал: будешь пока играть в оркестре. Осваивался я не очень долго, и к концу месяца уже не только не был помехой тому музыкальному составу, который работал в ансамбле, но и, как говорили сами музыканты, стал хорошим его дополнением. Несколько позже я уже играл почти на уровне серьезных музыкантов, выступавших в то время в коллективе. А ведь дядя Ваня Партаненко, Толя Шихов, дядя Миша Бобров (Лохмач) — одни из самых сильных гитаристов-семиструнников того времени! Толя Кепский, саксофонист, барабанщик Саша Щукин — все они были не только классные музыканты. Я нашел у них товарищескую поддержку и с их помощью достиг определенных музыкальных высот. А какой дядя Миша (Лохмач) был великолепный танцор-таборник! Он, потрясающе исполнял «танец старика». А Юра Москалев… Таких венгеристов, как он, было немного во всем Союзе! Тетя Катя Дубинина, тетя Нюша Флоринская, тетя Надя Шишкова (Коралли), Аза (Степная) Анишора Доминика, дядя Леша Шишков (Желтенький), дядя Коля Пономарев, Янош Козибеев — это все артисты с большой буквы! А когда выходили на сцену братья Васильевы, не то что зрители — весь ансамбль с восхищением слушал их песни! Мой брат Слава Васильев в то время пел как бог, он впервые выехал на гастроли с цыганским коллективом под управлением прославленного цыганского хормейстера и дирижера Владислава Петровича Деметера в неполные тринадцать лет. В его исполнении были песни из репертуара Робертино Лоретти. В 14 лет Слава написал песню, которая облетела весь земной шар, и только не так давно признали его авторство! Это песня «Солнышко» (или «Не будите»).
– Вы с таким неподдельным восторгом рассказываете о том времени, об этом великолепном каскаде артистов, вошедших в историю цыганского искусства…
– А как же иначе, ведь это все были мои учителя! Поверьте, у них было чему поучиться!.. Кстати, я вас не утомил?
– Ну что вы, я думаю, не только мне, но и нашим читателям будет интересно окунуться в атмосферу того времени! Ну, а вы? Как продолжалась ваша карьера?

– Я женился в семнадцать лет, и моя супруга Ольга Васильева стала не только матерью моих детей, но и превосходным партнером по сцене. Мы стали петь дуэтом! В то время блистал восхитительно яркий цыганский дуэт Розы Джелакаевой и Петра Деметра, их пластинки разлетались по всему Советскому Союзу. Думаю, не было ни одной семьи (не только среди цыган), в которой бы не было пластинки с их исполнением! И мы с Олей стали петь их песни. «Далю-даля», «Бедная», «Цумайлэ», «Ту, сан, рай!», «Анжелина» — к исполнению этих песен из репертуара моего старшего брата и снохи мы с Олей подходили с большой ответственностью, нам не хотелось, чтобы Петр был нами недоволен! Надо сказать, что большинство современных цыганских коллективов до сих пор включают в свой репертуар эти уже ставшие народными цыганские песни! Постепенно в нашем репертуаре стали появляться песни, созданные специально для нас. Мой брат Вячеслав Васильев написал песни «Берега», «Журавушка». За время работы в дуэте с Ольгой Васильевой мы выпустили три альбома цыганских песен и романсов. В 1989 году о нашем творчестве был снят и показан по телевидению музыкальный телефильм «Давай присядем и поговорим!» С 1984 по 1998 годы я был солистом и музыкальным руководителем одного из самых известных цыганских коллективов того времени, работавшего в Русском зале Хаммеровского центра в Москве. Директором и художественным руководителем этого цыганского шоу был замечательный цыганский дирижер Алексей Васильев. В 1984 году вся наша семья Васильевых снялась в фильме Эльдара Александровича Рязанова «Жестокий романс». Во время озвучивания Эльдар Рязанов и композитор Андрей Петров предложили мне спеть сольный кусочек в песне «А цыган идет» («Мохнатый шмель…») со словами: «Так вперед, за цыганской звездой кочевой, На закат, где дрожат паруса…» Эта музыкальная фраза, спетая в культовом фильме, до сих пор является моей визитной карточкой на всех концертах!
Шоу «Цыганские напевы» под руководством А. Васильева отличалось виртуозной игрой музыкантов, великолепным мастерством танцоров и танцовщиц, слаженностью хора, исполняющего традиционные народные цыганские песни, а также непревзойденной трактовкой городских и русско-цыганских романсов.

В разные годы солистами этого замечательного коллектива были выдающиеся цыганские артисты Тамара Чудотворцева («Молдавская»), Эсмеральда Эрденко, Владимир Пономарев, Владимир Губанов, Федор Конденко, Анатолий Вербицкий, Татьяна Давыдова, Алена Бузылева, Алла Ибрагимова, Савелий Бариновский, Григорий Манциленко, Михаил Иванов (Вербицкий), Ирина Иванова, Любовь Конденко, Нина Мартынова, Тамара Мелимерова, Константин Вербицкий, Николай Масальский, Григорий Аронов, Борис Крепкер, Иосиф Лисовой, Эдуард и Руслан Швыдченко, Рустам Пленкин, Семен Козлов, Алла Васильева, Иоланта и Рада Пленкины, Кристина Вербицкая, Лаура Конденко, Светлана Васильева, братья Алексей и Николай Васильевы, Вячеслав и Андрей Васильевы, Ольга и Николай Васильевы. Главный режиссер программы «Цыганские напевы», Давид Плоткин, был замечательным человеком и настоящим профессионалом.
Мы много ездили по Советскому Союзу, по России, выезжали на зарубежные гастроли: Югославия, Финляндия, Бразилия, Италия, Франция, Турция, Чехия, США, Германия, Испания, Таиланд, Мексика, Израиль…
И куда бы мы ни приезжали, везде был ошеломляющий успех!
– Столько звезд в одном коллективе! Про него до сих пор слагают легенды…
– Шоу-театр «Цыганские напевы» под руководством Алексея Васильева сиял на небосклоне отечественного искусства почти 15 лет и распался в непростое для страны время. Это было перед дефолтом… Вы правы, до сих пор о шоу-театре вспоминают как об одном из лучших цыганских коллективов нашего времени.
– А что было потом?

– Нас с братом Вячеславом Васильевым пригласили создать цыганское шоу в ночном клубе ресторана «Прага», и мы приняли это приглашение. Три года я был руководителем шоу «За цыганской звездой кочевой». В 2000 году усилиями виртуозного скрипача, великолепного цыганского вокалиста, моего друга Николая Эрденко была проведена огромная работа по выпуску золотого альбома «Лучшие цыганские песни и романсы ХХ века». Я бесконечно счастлив, что среди прославленных имен, вошедших в этот исторический альбом, восемь человек — мои близкие родственники!
- И вы в их числе!
- Двухтысячный год оказался поворотным не только в моем творчестве, но и в жизни. Мы с Олей отпраздновали 25 лет совместной жизни, и в том же году разошлись. В моей жизни появилась Зуля! По разным причинам мы уехали из страны, я попытался заняться бизнесом. Но быстро понял, что это не мое. В 2004 году у нас родился сын. Мы вернулись в Москву. В этом же году со старшим братом Петром Деметром создали новый проект, цыганское шоу «Табор возвращается». Петя — художественный руководитель этого проекта, я — генеральный продюсер. Мой старший сын Георгий — главный хормейстер, одна из солисток — моя дочь Светлана. В новом шоу участвуют двадцать семь человек из числа наиболее талантливой цыганской молодежи. Эту программу можно «прокатить» по всей стране, по всему миру. Но, к сожалению, в нашей стране цыганское искусство сейчас не очень востребовано, оно, как бы это помягче сказать, плавно переходит в сферу обслуживания. Но мы не теряем надежду!
– Ваши старшие дети имеют музыкальное образование?
– Дочь Светлана окончила Всероссийскую театральную мастерскую эстрадного искусства, брала уроки танца фламенко (в «Цыганских напевах» она сольно исполняла цыганские и испанские танцы), а чуть позже окончила эстрадно-джазовое отделение Училища им. Гнесиных. Старший сын Георгий окончил Академию хорового искусства, аспирантуру и стал хоровым дирижеромю. Он совмещает преподавательскую деятельность, руководство джазовым вокальным коллективом, службу в церковном хоре и работу в цыганском шоу!

– Вы счастливый человек?
– Это философский вопрос. Я думаю, да! У меня семья, трое детей, которых я безумно люблю. Двое внуков! Любимое дело…
– Я знаю, что вы не так давно занялись еще и писательством. Во втором номере нашего журнала было опубликовано два отрывка из вашей книги. Она уже вышла?
– Нет, книга еще в стадии написания. «Зарисовки моей памяти» — это история двух семей, Васильевых и Деметеров, начиная с девятнадцатого столетия. Я стараюсь передать ее своими словами, делясь собственными впечатлениями и рассказами моих близких.
– Николай, огромное вам спасибо за столь содержательную беседу! От редакции журнала «Цыгане России» еще раз поздравляем вас с юбилеем, желаем творческого долголетия, личного счастья, здоровья, долгих лет жизни на благо цыганского искусства!
– Бахт тумэнгэ, ромалэ!