«Цыганский суд» — 15.03.2008
Решением конфликтов и спорных вопросов занимался так называемый цыганский суд (крис, сэндо). Цыганское право долгое время оставалось вне поля зрения господствующих правовых систем, а это означает, что никто не исследовал и противоречия между обычным правом цыган и уголовным правом того или иного государства.
Совершенно очевидно, что противоречия между обычаями и традициями цыган и социальными нормами, принятыми окружающим большинством, неизбежны. Эти столкновения должны стать предметом особой области правоведения, готовой признать право на существование за инородными правовыми системами. Такие исследования позволили бы применять в местных судах чуждые правовые нормы (за исключением экстремальных случаев). Полное непризнание чуждой правовой системы (как это имеет место по отношению к цыганскому праву) может привести и часто приводит к ее криминализации.
Важнейшим общественным институтом у некоторых групп цыган был и остаётся так называемый цыганский суд. Такой суд — одна из немногих традиций, существующих ещё с «индийского» периода цыганской истории. При своём появлении в Западной Европе кочевники старались добиться неподсудности местным законам, что подтверждают охранные грамоты, сохранившиеся в различных архивах Европы. Суть этих документов проста: кочевникам даются гарантии безопасности, право на свободное передвижение и неподсудность местным законам. Например, до наших дней дошла одна из подобных грамот, выданная императором Сигизмундом в 1423 году:
«Мы, Сигизмунд, король Венгрии, Богемии, Далматии, Хорватии и других земель… Наш верный Ладислав, воевода цыган, и те, которые зависят от него, обратились к нам с нижайшей просьбой оказать им наше особое благоволение. Мы соизволили принять эту почтительную просьбу и не отказали им в такой грамоте. В соответствии с этим, если вышеназванный Ладислав и его народ появятся в каком-то из мест нашей империи, в городе или селе, мы предписываем вам проявить вашу верность по отношению к Нам. Вам следует оказать покровительство всеми способами, дабы воевода Ладислав и подвластные ему цыгане могли бы проживать без ущерба в стенах ваших городов. Если найдётся среди них сорная трава, если случится неприятное происшествие, неважно какого рода, Мы желаем и категорически настаиваем, что один лишь Ладислав воевода имеет право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет».
Таким образом, короли западных стран, подписывая в XV веке жалованные грамоты, дали нам документальное доказательство существования цыганского суда, как устоявшегося института, уже в ту далёкую эпоху.
Создаётся ложное впечатление, что цыгане получали подобные грамоты из желания оставаться безнаказанными. На наш взгляд, мотивы у вожаков были сложнее. Цыгане настаивали на собственном судопроизводстве в первую очередь потому, что были уверены: чужаки, не знающие их обычаев, никогда не смогут рассудить их по справедливости. И сегодня отказ цыган обращаться в полицию зачастую вызван реакцией на несправедливые, по мнению общины, действия полицейских.
Крис или сэндо — это названия цыганского суда. В него входят в основном цыгане пожилого возраста; один из них ведёт суд. По сути, это общественное собрание, где разбирают конфликт и выносят решение, которое выполняется беспрекословно, даже в том случае, если считают его несправедливым.
Здесь не судят, а лишь предлагают пути разрешения спора; вопрос решается с общего согласия, и пока такое согласие не достигнуто, крис продолжает заседать. Такое собрание может созываться либо по чьей-то жалобе, либо для решения тех или иных спорных общественных вопросов, например, в прошлом — о территориальном размежевании цыганских групп. Кстати, в отличие от норм окружающего общества, где вопрос о заведении уголовного дела решается государственными органами, у цыган созвать крис может каждый.
Председатели собрания выделялись по общему согласию участников; они, однако, не решали дела — оно решалось консенсусом. Присутствуют и могут высказаться все взрослые мужчины; иногда (по решению криса) к обсуждению привлекаются и женщины. Высоко ценится ораторское искусство. Крис разрешает как брачные, так и имущественные споры. В частности, последние могут возникать по поводу выкупа, который у некоторых групп цыган выплачивается родителям за невесту. Наказанием может быть оплата расходов на проведение собрания или какая-то степень отлучения от общества. Обычно все расходы на проведение собрания несёт сторона, которая требует разбора дела. В конфликтной ситуации цыган обычно становится прежде всего на сторону своей семьи, затем своего рода и, наконец, своего табора. В местах компактного проживания и сегодня такой суд является единственной формой решения любого спорного вопроса. К официальным властям цыгане предпочитают не обращаться.
У цыган нет уголовного права, но существуют нравственные нормы, общепринятые понятия о позоре, что приводит обычно к торжеству правого над виноватым. В заключение заметим, что многие нормы обычного права у цыган могут показаться постороннему наблюдателю абсурдными (например: присутствие женщин на более высоком этаже дома оскверняет обитателей нижних этажей и т. п.), но для цыгана правомерность этих норм самоочевидна. Приписывание цыганам «преступных наклонностей» во многом основано на незнании или непонимании этих норм; полиция и суды, как правило, игнорируют эту сторону дела.