Наша Ляля — 09.09.2007

9 сентября 1982 года ушла из жизни великая актриса, гордость цыганского народа — Ляля Черная. Она покоится в знаменитом «Вишневом саде» на Новодевичьем кладбище.

Ляля Черная
Ляля Черная

В одной могиле со своим мужем, Николаем Хмелевым, по соседству со многими из великими актерами Московского художественного театра, с которыми при жизни она дружила, у которых училась и которым отдавала тепло своей неизмеримо большой цыганской души.

Какая же была она, эта легендарная женщина, прожившая необыкновенно интересную и сложную жизнь? Женщина, завоевавшая сердца целого поколения, одна из самых красивых женщин середины ХХ века?..

В 1909 году в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселева и цыганской певицы Марии (в девичестве Поляковой), родилась дочь, названная  Наденькой. И записанная  в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселевой. У девочки была необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые ресницы.

Семейство Киселевых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей. Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька!» С той самой поры Надю все стали звать Лялей, а из-за смуглой кожи к ней прочно приклеилось прозвище Черная.

Вскоре после рождения детей — в семье Киселевых родились еще  Наталья и Владимир, — семья перебралась в Москву. Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова, а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля. В то время она еще не пела, но сидела в самом центре хора для красоты. Когда же начинали играть «Венгерку», она поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя моментально. Ляля не была просто исполнительницей цыганской венгерки — она была воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли.

Сцена из спектакля «Цыганы»
Сцена из спектакля «Цыганы»

В 1930 году при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, из которой в 1931 году родился театр «Ромэн». Ляля Черная, будучи уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и, естественно, ее взяли в труппу. В дебютном спектакле театра, поставленном его руководителем Моисеем Гольдблатом по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», она блестяще сыграла главную роль Грины.

Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, и практически в каждой из которых блистает несравненная Ляля Черная. Ляля Черная – любимица публики, огромное количество почитателей ее таланта стремятся попасть на спектакль, увидеть ее, насладиться ее игрой.  В 1936 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом Яншиным, который в то время был руководителем театра «Ромэн». Теперь Лялю знают и любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают ее «королевой», ей приходят горы писем. Она становится звездой.

Фильм «Последний табор» становится также дебютом Ляли в качестве певицы. Песня «Бродяга» в ее исполнении становится настоящим хитом. На концерты с участием Ляли невозможно достать билета. Имя Ляля Черная – это гарантированный аншлаг!

Наступил 1941 год. Театр был на гастролях в Свердловске, когда началась Великая Отечественная война. Во время войны театр работал очень много. Играли спектакли, также было организовано несколько выездных концертных бригад, которые отправлялись в действующие военные части, много работали в госпиталях. Кроме этого, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева, через год у супругов рождается сын. Михаил Яншин становится крестным отцом сына Николая Хмелева и Ляля Черной.

Сцена из спектакля «Грушенька»
Сцена из спектакля «Грушенька»

Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались  репетиции в спектакле по пьесе М. Афиногенова «Все о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, приступает к постановке пьесы А. Островского «Последняя жертва». И также работает над ролью Ивана Грозного в спектакле «Трудовые годы» по пьесе А. Н. Толстого.

Подруга Ляли Черной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции зашла в гости в Ляле, ее встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идет у него очень тяжело. «Ну ничего, — сказал он. — Или я его, или он меня». В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо. Ляля, которой сообщили о случившемся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но все было бесполезно. Иван Грозный победил. Николай Хмелев умер.

Ляля Черная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин как мог поддерживал Лялю, он возобновил «Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты, также поставил два новых спектакля, в которых Ляля играла главные роли.

Ляля Черная в спектакле «Любовь и смерть»
Ляля Черная в спектакле «Любовь и смерть»

В 1951 году режиссер и педагог Школы-студии МХАТ Борис Вершилов ставит на сцене театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и как певица.

Послевоенные годы оказались для актрисы, пожалуй, самыми плодотворными. Ляля много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы, Она красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. В нее влюбляются, ее превозносят, ее боготворят. Но, к сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших сердцах, но и на наших лицах…

К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она практически выпала из репертуара. Но Ляля активно занимается концертной деятельностью, ее по-прежнему любит зритель, ее пластинки расходятся миллионными тиражами.

В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но все реже и реже.

В 1975 году она снимается в эпизоде фильма «Вкус халвы», а в 1975 году Эмиль Лотяну пригласил ее к себе в картину «Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки. Последний свой концерт Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти.

Она прожила сложную, богатую событиями жизнь, в которой было все — от огромной популярности, всеобъемлющей любви до полного забвения. Она была необычайно добра и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала перед руководством.

Ляля Черная на концерте
Ляля Черная на концерте

Однажды во время войны она увидела на вокзале женщину с грудным ребенком на руках. Было холодно, женщина мерзла, и Ляля сняла с себя свое единственное пальто и отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребенок, ей пальто нужнее. Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти босиком.

Она обожала талантливых людей. Если чувствовала в человеке искру божью, помогала ему во всем.

Она была прекрасной рассказчицей и умела слушать, что само по себе дар весьма редкий.

Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным  даром притягивать к себе людей. В нее влюблялись, кого-то она поощряла, кого-то не замечала. Самое главное — она никогда не была фальшивой, она всегда была честной, открытой во всех своих проявлениях.

Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Черной, пытаться анализировать ее жизненный путь. Но имеет ли это смысл? Ляля – это образ,  всеобъемлющий образ красоты, а можно ли препарировать это понятие — красота? Ею можно только любоваться, потому что красота не поддается логике.

И мы должны быть счастливы, что можем любоваться оставшимися нам кино и фотоматериалами, что можем ходить по тем же улицам, вдоль тех же зданий, где  ходила несравненная Ляля Черная – гордость всего цыганского народа.

Из архива редакции

5 августа 1956 г. Смоленская газета «Верность», гастроли цыганского театра «Ромэн»

Спектакль «Верность»
Спектакль «Верность»

Россия первых десятилетий прошлого века, восстание декабристов – вот тот исторический фон, на котором развертываются сюжетные линии пьесы «Верность» Л. Григорьева и И. Луковского. И хотя само восстание не отражено в ней, его могучее влияние ощущается во всем, оно двигает поступками людей, определяет их характеры и конфликты. Авторы стремились показать, что как бы ни были далеки от народа дворянские революционеры, их мужественная борьба отвечала чаяниям народа. Этому замыслу отвечает и главная лирическая тема пьесы: негаснущая, чистая любовь цыганки Тани и декабриста поручика Алексея Рославлева, прошедшая через тяжкие испытания.

Как и другим постановкам театра «Ромэн», спектаклю присущи романтическая приподнятость, задушевная лиричность, единство слова, музыки и танца. Пожалуй, эти качества больше всего пришлись к месту именно в народной драме «Верность». Постановщику главному режиссеру, заслуженному артисту РСФСР П. С. Саратовскому помогают в его замысле и дружный актерский ансамбль, и оформление, осуществленное заслуженным деятелем искусств ТАССР А. Ф. Лушиным, и музыка композитора С. М. Бугачевского, и танцы, поставленные балетмейстером И. В. Куриловым.

В спектакле заняты лучшие актерские силы. И, конечно, на первый план хочется поставить игру известной артистки Н. С. Хмелевой (Ляля Черная), исполняющей роль Тани. Трудно молодой цыганке рвать вековые традиции. Но любовь пересиливает все, и она бросает табор. А когда ее любимого ссылают, она едет за ним в Сибирь. Артистка создает образ вольнолюбивой, гордой, честной цыганки, воплотившей в себе лучшие черты своего народа. Большое обаяние, темперамент, музыкальность, пластичность – эти качества помогают ей преодолеть некоторую схематичность драматургического материала, обогатить и углубить образ.

Январь 1957 г., «Московская правда»На экране – артисты «Ромэн»

Уже двадцать два года не сходит с экранов фильм «Последний табор». Около ста копий кинокартины до сих пор находятся в прокате. Советскому зрителю полюбился этот фильм, рассказывающий о новой жизни цыган в нашей стране.

Главную роль в картине исполняет популярная актриса цыганского театра «Ромэн» Ляля Черная. Артисты этого театра за последнее время все чаще выступают в кино. В массовых сценах этого фильма, кстати, получивших высокую оценку общественности, также заняты актеры театра «Ромэн».

Московская газета10 лет театра «Ромэн»

27 января исполнилось 10 лет со дня открытия Студии цыганского театра, из которой вырос театр «Ромэн».

Первой работой молодого театра был агитмонтаж «Аттася и давыдес» («Вчера и сегодня») в постановке организатора театра заслуженного артиста РСФСР М. Гольдблата.

С основания студии работают в театре «Ромэн» артисты С. Андреева, М. Скворцова, А. Тимофеева, М. Черкасова, Ляля Черная, И. Ром-Лебедев, Е. Янковский, И. Хрусталев и другие.

Татьяна Репина

Мировые знаменитости

Антонио Бандерас

Антонио Бандерас — 11.02.2014

Испанский актёр, режиссёр, танцор и певец, добившийся широкого признания в Голливуде. Родился 10 августа 1960 года.

Тимоти Далтон

Тимоти Далтон — 11.02.2014

Английский актёр театра и кино. Наибольшую известность получил как исполнитель роли Эдварда Фейрфакса Рочестера в сериале «Джейн Эйр», Джеймса Бонда в фильмах «Искры из глаз» (1987) и «Лицензия на убийство» (1989), а также ролей в шекспировских фильмах и пьесах. Родился 21 марта 1946 года.

Св. Василий Острожский

Св. Василий Острожский — 29.01.2014

Василий Острожский — родился 28 декабря 1610, один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви.